Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории музыки - МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории музыки
ТВОРЧЕСТВО ДВОРЖАКА
СИМФОНИИ Г. МАЛЕРА
ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 20 ВЕКА.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ. НОВОВЕНСКАЯ ШКОЛА.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ВЕРДИ
ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ «МОГУЧАЯ КУЧКА»
СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРЕЗАДА»
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ РАХМАНИНОВА
ОПЕРЫ ЧАЙКОВСКОГО
БАЛЕТЫ ЧАЙКОВСКОГО
М. ГЛИНКА – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ МУЗЫКИ
МОЦАРТ, КАК СИМФОНИСТ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА).
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (МЕССЫ, ПАССИОНЫ, КАНТАТЫ)
ОРАТОРИИ ГАЙДНА (ВРЕМЕНА ГОДА, СОТВОРЕНИЕ МИРА)
БЕТХОВЕН, КАК СИМФОНИСТ
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЙДНА
ТВОРЧЕСТВО Б. СМЕТАНЫ
ТВОРЧЕСТВО Ф. ЛИСТА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ I ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОЦАРТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ БЕТХОВЕНА
ОПЕРЫ РИМСКОГО-КОРСАКОВА
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО
ТВОРЧЕСТВО МУСОРГСКОГО
ТВОРЧЕСТВО ГЕРШВИНА
ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»
РОМАНСЫ ГЛИНКИ
ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
БАЛЕТЫ ХАЧАТУРЯНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА
ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА
ТВОРЧЕСТВО Б. БАРТОКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РАВЕЛЯ (ИСПАНСКИЙ ЧАС, ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО)
ТВОРЧЕСТВО РАВЕЛЯ
ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Все страницы

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА

Взяв свое начало с творчества народных певцов - ашугов, сейчас она достигла высот национальной оперы, основоположником которой является У.Гаджибеков, а наиболее известными исполнителями, прославившимся и на эстрадном поприще стали М.Магамаев, П. Бюль-Бюль Оглы, З.Халнарова.

Тесным образом с музыкой связано азербайджанское театральное искусство, истоки которого уходят в глубочайшую древность. В его основе лежит народное представление, известное под названием "в середине ковра" : четверо мужчин поднимали вверх концы ковра, в середине которого находился скрытый наполовину актер, который с помощью рук изображал положительных героев, а коленей - отрицательных. 20 век ознаменовался созданием первого государственный театр, который в последствии разделился на оперный и драматический, и дал стране таких известных актеров, как М.Алиев, М. Давудова, С.Ахундов, А.Искандеров.

Узеир Гаджибеков - великий композитор, классик азербайджанской музыкальной культуры, творчество которого сыграло основополагающую роль в истории национального музыкального искусства. С именем У.Гаджибекова связано становление и развитие в Азербайджане профессионального музыкального творчества, возникновение и эволюция многих жанров, создание ряда профессиональных коллективов. У.Гаджибеков был первым, кто начав композиторскую и общественную деятельность в тяжелых условиях жизни, создал на всем Ближнем Востоке национальный музыкальный театр. Активным участником строительства азербайджанской культуры становится У.Гаджибеков. Позже он создает лучшие свои произведения, открывающие новые страницы в национальном искусстве.

Автор первых опер, музыкальных комедий, массовых песен, газелл, кантатно-ораториальной музыки, произведений для оркестра народных инструментов, а также первой азербайджанской классической оперы-шедевра азербайджанского музыкального искусства - "Кёр-оглы", - У.Гаджибеков сыграл выдающуюся роль в развитии национальной культуры и как общественный деятель, драматург, ученый, фольклорист, педагог. Во все сферы своей многогранной деятельности У. Гаджибеков вкладывает огромнейший талант художника, просветителя. Велики его заслуги в становлении и развитии музыкального образования, музыкальной науки, просвещения широких масс.

У. Гаджибеков совершил перелом в развитии азербайджанской музыкальной культуры, выступив в своем творчестве как смелый новатор. Усвоив и продолжив традиции мировой и русской классики, органично соединив их с особенностями народно-национального искусства, У.Гаджибеков сумел создать на этой основе новый в азербайджанском искусстве профессиональный язык, заложив тем самым фундамент национального музыкального стиля. В силу этого само содержание народной музыки, не потеряв почвенности и интонационной самобытности, приобрело в произведениях У.Гаджибекова новые качества.

Глубоко почвенная, национальная к общезначимая музыка У.Гаджибекова, соединяющая в себе содержательность с непосредственностью высказывания, обращена как к профессионалам, так и к широким кругам слушателей. У.Гаджибеков - один из тех великих художников, которые сочетают в себе высокий талант с активно выраженной общественной деятельностью, гражданственностью и патриотизмом. Вся его жизнь - это жизнь борца за прогресс. Светлым жизнеутверждающим мировосприятием, любовью к людям отмечена музыка гениального художника Узеира Гаджибекова, творческие традиции которого продолжены в произведениях азербайджанских композиторов последующих поколений.

25 (12) января 1908 года на сцепе Бакинского драматического театра была поставлена первая опера У.Гаджибекова "Лейли и Меджнун", знаменующая собой рождение азербайджанской национальной оперы. Она была и первой на всем Востоке. Композитор обратился к подлинному тексту поэмы Физули. Для изложения в музыкальной форме романтически лирического содержания поэмы У.Гаджибеков обращается к классическим образцам народного творчества - мугамам, которые заменяют основные музыкальные формы (вместо традиционных арий, ариозо), раскрывающие образы героев. Музыка оперы представляет собой чередование мугамов с несложными оперными формами. У.Гаджибеков сам определяет стиль "Лейли и Меджнун" как оперы мугамно-импровизационной. Кроме мугамов, в опере были использованы и песенно-танцевальные образцы народного творчества. Одновременно были и эпизоды, полностью сочиненные самим композитором.

Партитуры с выписанными партиями солистов и оркестра опера не имела - её заменяли отдельные нотные записи и большое число заметок автора, его указаний о мугамах, ладах, темпе, динамических оттенках и т.д.

Вслед за "Лейли и Меджнун" композитор написал и ряд других опер - "Шейх Санан" (1909 г.), "Рустам и Зохраб" (1910 г.), "Шах Аббас и Хуршуд Бану" (1911 г.), "Асли и Керем" (1912 г.), "Гарун и Лейла" (не поставлена на сцене). Во всех этих операх У.Гаджибекова прославляются любовь, верность, труд, добро, справедливость, мужество. В эти же годы У.Гаджибеков пишет свои музыкальные комедии: в 1909 году - комедию "Муж и жена", в 1910 году - "Не та, так эта". В музыкальных комедиях композитор осуждает уродливые стороны жизни, высмеивает фанатизм, мракобесие, борется за раскрепощение женщины.

В период обучения в Петербурге он написал свою лучшую музыкальную комедию "Аршин мал алан"("Рецепт удачной женитьбы"). Либретто "Аршин мал алан", как и предыдущих музыкальных комедий, было написано самим композитором. Комедия "Аршин мал алан" впервые была поставлена в г.Баку в октябре 1913 года.

У.Гаджибеков много сил и внимания отдавал музыкальному образованию нового поколения. Он организовал первую музыкальную школу для учащихся на азербайджанском языке, музыкальный техникум, заведовал музыкальной секцией Народного Комиссариата просвещения, руководил музыкальным отделом радиовещания. Вскоре У.Гаджибеков становится заместителем ректора, а затем ректором Азербайджанской государственной консерватории.В 1926 году он организует в стенах консерватории первый многоголосный хор, а в 1936 году - хор при Азербайджанской государственной филармонии. В 1931 году У.Гаджибеков создает первый в Азербайджане нотный оркестр народных инструментов.

В 1937 году У.Гаджибеков завершил свою оперу "Кёр-оглы", которая была поставлена на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова.

В те же годы в творчестве У.Гаджибекова зарождается и новый инструментальный жанр "Джанги", наследующий традиции и многие особенности народных воинственных мужских плясок. Написанная композитором первоначально для оркестра народных инструментов, "Джанги" была несколько позже переложена для фортепиано. 23 ноября 1948 года, после тяжелой болезни, Узеир Гаджибеков скончался. Имя У.Гаджибекова присвоено Азербайджанской государственной консерватории, Государственному симфоническому оркестру филармонии, Агдамскому музыкальному училищу, а также одной из центральных улиц г.Баку.

Музыкальное искусство Кавказа является самой древней, самой главной и наиболее богатой областью культуры этого региона.

Мугам, жанр традиционной музыки, распространившийся на Кавказе и получивший обозначение "кавказский мугам", имеет единое культурно-историческое происхождение: это, собственно, есть  азербайджанский мугам. Мугамная культура исторически принадлежит азербайджанскому народу, который был и до настоящего времени остается безусловным историческим субъектом и единственным этнокультурным носителем ее в названном ареале.

Во второй половине 18-го века в Азербайджане возникают независимые государства-ханства: Карабахское, Иреванское, Гянджинское, Шекинское, Ширванское, Губинское, Дербентское, Бакинское, Джавадское, Ленкоранское, Нахчыванское, Тебризское, Карадагское, Ардабильское, Марагинское, Урмийское, Макинское, Хойское и Сарабское. Известно, что столица каждого государства-ханства была в тот период музыкально-культурным центром, где культивировалось искусство мугамата. Во многих из этих столиц активную общественно-музыкальную деятельность проводили специальные музыкальные кружки (музыкальные меджлисы), объединявшие профессиональных музыкантов-исполнителей и ученых знатоков мугама. В этих кружках обсуждались вопросы исполнения и изучения традиций мугама, связи мугама с другими науками и искусствами, а также с традициями Ислама. Нередко музыканты обменивались творческим опытом со своими коллегами из соседних ханств.

Это доказанная историческая правда, что такие инструменты азербайджанского народа, как тар, кяманча,  саз, чогур, баглама, танбур, ганун, балабан, ней, тутэк (свирель), зурна, даф, гавал, тебил и др., в результате их миграции на Кавказе, в той или иной степени использовались народами региона.