Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории музыки - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории музыки
ТВОРЧЕСТВО ДВОРЖАКА
СИМФОНИИ Г. МАЛЕРА
ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 20 ВЕКА.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ. НОВОВЕНСКАЯ ШКОЛА.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ВЕРДИ
ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ «МОГУЧАЯ КУЧКА»
СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРЕЗАДА»
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ РАХМАНИНОВА
ОПЕРЫ ЧАЙКОВСКОГО
БАЛЕТЫ ЧАЙКОВСКОГО
М. ГЛИНКА – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ МУЗЫКИ
МОЦАРТ, КАК СИМФОНИСТ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА).
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (МЕССЫ, ПАССИОНЫ, КАНТАТЫ)
ОРАТОРИИ ГАЙДНА (ВРЕМЕНА ГОДА, СОТВОРЕНИЕ МИРА)
БЕТХОВЕН, КАК СИМФОНИСТ
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЙДНА
ТВОРЧЕСТВО Б. СМЕТАНЫ
ТВОРЧЕСТВО Ф. ЛИСТА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ I ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОЦАРТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ БЕТХОВЕНА
ОПЕРЫ РИМСКОГО-КОРСАКОВА
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО
ТВОРЧЕСТВО МУСОРГСКОГО
ТВОРЧЕСТВО ГЕРШВИНА
ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»
РОМАНСЫ ГЛИНКИ
ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
БАЛЕТЫ ХАЧАТУРЯНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА
ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА
ТВОРЧЕСТВО Б. БАРТОКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РАВЕЛЯ (ИСПАНСКИЙ ЧАС, ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО)
ТВОРЧЕСТВО РАВЕЛЯ
ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Все страницы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА

1995 год для выдающегося немецкого композитора Карла Орфа был юбилейным - 100 лет со дня рождения.

Кантата "Кармина Бурана", впервые исполненная в 1937 году во Франкфур- те-на-Майне,- это подлинный шедевр музыки XX века и безусловно, самое выдающееся и самое известное произведение Карла Орфа.

Все 25 частей кантаты, поэтической основой которой, как известно, послужил рукописный сборник стихов и песен (по латыни Кармина ЗОО года, найденный в XIX веке в бенедиктинском монастыре местности Байрон в Баварии (по латыни Бурана) обрели живописное сценическое решение.

Неумолимо совершает свой оборот Колесо Фортуны в центре которого вращающаяся фигура богини с традиционной повязкой на глазах а перед сооружением на котором установлено это колесо «та толпа ряженых взывающих заклинающих, молящих. Ручку колеса крутит с одной стороны ангел с белыми крыльями, а с другой - черт. Здесь все средневековые маски - черти монахи, нищие.

В первой части кантаты "Раннею весной" (десять музыкальных номеров) с калейдоскопической быстротой меняются кадры-картины основная эмоциональная тональность которых - буйное кипение молодости, радостное " выплескивание " своих чувств через песню и танец, пластинку и экспрессию движения.

Вторая часть - "В кабаке" в сумрачных, гротесковых тонах. Здесь мелькают совсем другие лица - уродливые, утратившие человеческий облик, страшные лица беспробудных пьяниц. Пьяные монахи и монахини превращаются в чертей и ведьм Центральным эпизодом этой части можно считать " Плач жареного лебедя ", визуальное воплощение которого совершенно необычно. Сначала главную тушу Лебедя повар вертит на вертеле под огнем, а затем мы видим ее уже на столе, за которым собрались пирующие с вилками и ножами готовыми вот-вот начать свою трапезу.

Третья часть "Двор любви" возвращает зрителя к любовным играм "Ранней весны". За мощными высокими башенными стенами Сераля укрылись очаровательные девушки, которые с игривой улыбкой поглядывают на молодых парней, пытающихся что-либо предпринять чтобы быть рядом с красотками. Сначала юноши бревном стараются протаранить стену. Неудачно. Потом используют этот таран, как лестничное, снова неудачно. Наконец совершают подкоп под крепостную стену и ко всеобщей радости достигают цели. Начинается любовная игра поединок юноши и девушки. Юноша побеждает, но последнее слово остается за девушкой. Хрустально - нежное соло сопрано "Любимый мой, всю себя я тебе отдаю" завершает этот поединок.

Следующая часть - гимн женской красоте, воплощенной в оживших на экране образах Бланшфлер, героини средневековых рыцарских романов, и древнегреческой красавицы Елены. Он завершает третью часть кантаты, но остается еще эпилог - опять перед зрителем предстает вращающиеся колесо фортуны звучит реприза вступительного хора. В руках солиста-баритона мы видим объемистый фолиант с изображением колеса фортуны на обложке. Книга закрывается, действие окончено.

После громкого успеха "Кармина Бурана" Орф написал «Вы можете теперь уничтожить все, что я создал раньше и что вы, к сожалению, напечатали. С «Кармина Бурана» начинается мое собрание сочинений".

Эти слова принадлежали зрелому 42-летнему художнику, в творческом активе которого уже были оперы, кантаты, театральная музыка квартеты, хоры, множество песен.

Широкая слушательская аудитория знает Орфа, главным образом, как автора "Кармина Бурана" .Две другие части его трилогии «Триумфы» стилистически очень близкие знаменитой кантате по музыкальному языку - "Катулли Кармина" и" Триумф Афродиты" - значительно уступают ей в популярности, а если быть искренним, то и по силе художественного воздействия.

Подлинными жемчужинами творчества Орфа являются его две одноактные оперы, написанные по мотивам сказок братьев Гримм - "Луна" (1939, новая редакция 1970) и " Умница" (1943).

Композитор говорил о "Луне": "Это не детская сказка, наподобие "Гензель и Гретель", и не традиционная опера, в которой перемежаются сентиментальные арии, хоры и ансамбли. Это театр с музыкой, музыкальный театр. Сам сюжет о луне, украденной четырьмя братьями, чтобы скрасить беспросветную
ночь своей жизни, очень старой. Его можно найти еще в финском национальном эпосе "Калевала".

" Луну" и "Умницу" многое роднит в художественно-эмоциональном плане и прежде всего задушевно-искренний тон, мягкий юмор и наивно-мудрая назидательность в народном духе. Что касается музыкального языка, стилевых истоков, то "Луна" все же ближе по жанру к кантате ("сквозным" действующим лицом ее является Рассказчик - наподобие Евангелиста в Страстях ) а "Умница", несмотря на значительное число разговорных эпизодов, все же настоящая опера с развитыми музыкальными характеристиками двух главных героев - Короля и дочери Крестьянина благодаря своему уму завоевавшей сердце властителя.

В этих произведениях вокальный язык удивительно прост и доступен, в то же время многомерен и объемен как народная песня, сочетая в себе лирику, сочный юмор, иронию, удаль и грусть.

Искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Подлинный успех и признание принесла Орфу премьера сценической кантаты "Кармина Бурана" (1937), ставшей впоследствии первой частью триптиха "Триумфы". В основу этого сочинения для хора, солистов, танцоров и оркестра были положены стихи к песни из сборника бытовой немецкой лирики XIII в. Начиная с этой кантаты Орф настойчиво разрабатывает новый синтетический тип музыкально-сценического действа, сочетающего в себе элементы оратории, оперы и балета, драматического театра и средневековой мистерии, уличных карнавальных представлений и итальянской комедии масок. Именно так решены и следующие части триптиха "Катулли кармина" (1942) и "Триумф Афродиты" (1950-51).

Жанр сценической кантаты стал этапом на пути композитора к созданию новаторских по своей театральной форме и музыкальному языку опер "Луна" (по сказкам братьев Гримм, 1937-38) и "Умница" (1941-42, сатира на диктаторский режим "третьего рейха").

Особый образный мир музыки Орфа, его обращение к античным, сказочным сюжетам, архаике - все это было не только проявлением художественно-эстетических тенденций времени. Движение "назад к предкам" свидетельствует прежде всего о высоко-гуманистических идеалах композитора. Своей целью Орф считал создание универсального театра, понятного всем во всех странах.

Музыкально-сценические сочинения композитора образуют в своем единстве "Театр Орфа" - самобытнейшее явление в музыкальной культуре XX в.

Первая из кантат триптиха – "Кармина Бурана" живописным музыкально-хореографическим "действом" передает образы сменяющихся в жизни удач и неудач, счастья и несчастья. Их пестрое мелькание, словно кадров фильма, символизирует непрерывное движение "Колеса Фортуны", сменяющего жизнь и смерть. Затем в музыке в соответствии с поэтическим текстом появляются образы комического характера, лирические и другие.

Вторая кантата триптиха – "Катулли кармина" (буквально "Стихи Катулла"). Ее подзаголовок "Сценические игры" определяет специфику вокально-хореографического действа. В "Катулли кармина" воспевается страстная, полная восторгов и страданий любовь Валерия Катулла к Лесбии.

Третье звено – "Триумф Афродиты" – Орф назвал "сценическим концертом". Здесь гимны, песни, танцы в честь, во хвалу любви и ее богини Афродиты достигают экстатической силы и яркости. И снова композитор добивается ярчайшей выразительности самыми простыми средствами. Гармонический язык Орфа одновременно и сложен и прост, так как воспринимается он легко, не настораживая слуха непривычностью. И только при анализе партитуры можно обнаружить, как необычно сложна технология кажущейся простоты.

Все мелодии "Кармины Бурана" так или иначе связаны с песенностью – либо с народной, либо с популярными церковными напевами, пародийно переосмысленными композитором, либо с бытовой музыкой современного города – шлягером.

В 1953 году три сценические кантаты были поставлены в миланском театре "Ла Скала" под названием "Триумфы.

Поразительная творческая свобода Орфа обусловлена масштабами его таланта и высочайшим уровнем композиторской техники. Все это и создает "Театр Орфа" – одно из интереснейших явлений в музыкальном театре наших дней.

Орф – один из самых крупных мастеров современного оркестра. "Оркестр – сама звуковая плоть, а не раскраска, способная вызвать натуралистическую или импрессионистическую иллюзию. Под этими мазками кистью нет карандашного наброска" – так отзывался об оркестровке Орфа Келлер, австрийский музыковед, педагог и композитор.

Орф умер 29 марта 1982 года.