Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по истории музыки - ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по истории музыки
ТВОРЧЕСТВО ДВОРЖАКА
СИМФОНИИ Г. МАЛЕРА
ФРАНЦУЗСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 20 ВЕКА.
ОПЕРА «БОРИС ГОДУНОВ»
ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ. НОВОВЕНСКАЯ ШКОЛА.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ВЕРДИ
ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРОВ «МОГУЧАЯ КУЧКА»
СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА «ШЕХЕРЕЗАДА»
КОНЦЕРТЫ ДЛЯ Ф-НО С ОРКЕСТРОМ РАХМАНИНОВА
ОПЕРЫ ЧАЙКОВСКОГО
БАЛЕТЫ ЧАЙКОВСКОГО
М. ГЛИНКА – ОСНОВОПОЛОЖНИК РУССКОЙ МУЗЫКИ
МОЦАРТ, КАК СИМФОНИСТ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (КЛАВИРНАЯ, ОРГАННАЯ, ОРКЕСТРОВАЯ, АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА).
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО БАХА (МЕССЫ, ПАССИОНЫ, КАНТАТЫ)
ОРАТОРИИ ГАЙДНА (ВРЕМЕНА ГОДА, СОТВОРЕНИЕ МИРА)
БЕТХОВЕН, КАК СИМФОНИСТ
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ГАЙДНА
ТВОРЧЕСТВО Б. СМЕТАНЫ
ТВОРЧЕСТВО Ф. ЛИСТА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФРАНЦИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР СТРАВИНСКОГО (ЦАРЬ ЭДИП, ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ)
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ГУМАНИЗМ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ I ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МОЦАРТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ БЕТХОВЕНА
ОПЕРЫ РИМСКОГО-КОРСАКОВА
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ЧАЙКОВСКОГО
ТВОРЧЕСТВО МУСОРГСКОГО
ТВОРЧЕСТВО ГЕРШВИНА
ОПЕРА «ИВАН СУСАНИН»
РОМАНСЫ ГЛИНКИ
ТВОРЧЕСТВО БОРОДИНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
БАЛЕТЫ ХАЧАТУРЯНА
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЯПОНИИ
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА
ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР КАРЛА ОРФА
ТВОРЧЕСТВО Б. БАРТОКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА СТРАВИНСКОГО
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР РАВЕЛЯ (ИСПАНСКИЙ ЧАС, ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО)
ТВОРЧЕСТВО РАВЕЛЯ
ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Все страницы

ХАРАКТЕТРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РАСЦВЕТ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ МУЗЫКИ.

Традиции западноевропейской церковной музыки восходят к IV-V вв. Ранний этап их формирования связан с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340-397) - он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросию принадлежит важное нововведение в практику церковной музыки - разделение хора на два состава, находящиеся по разные стороны алтаря. Составы поочерёдно пели между молитвенными текстами музыкальные фрагменты. Такие фрагменты назывались антифонами (от греч. "антифонос" - "звучащий в ответ"), а принцип их исполнения, основанный на чередовании двух хоров, - антифонным пением. Постепенно за важнейшими текстами закреплялись строго определённые антифоны, музыка для которых создавалась на основе уже существовавших и хорошо известных коротких мелодий - распевов. Число антифонов, так же как и число распевов, со временем росло, и певчим всё труднее становилось удерживать их в памяти. Именно поэтому в самом начале VII в. весь накопившийся материал был приведён в систему и собран в обширном сборнике под названием "Григорианский антифонарий". Название связано с именем Папы Римского Григория I (около 540- 604). Сборник Папы Григория стал основой для развития одного из стилей европейской церковной музыки - григорианского хорального пения.

Все григорианские песнопения строго одноголосны. Голоса певчих должны сливаться в единое целое до такой степени, чтобы звучание хора максимально приближалось к звучанию голоса одного человека.

Музыкальные фразы песнопений - протяжённые, лишённые резких скачков в мелодии, покоряющие ровностью ритма - несут в себе глубокую умиротворённость и в то же время мерное, сосредоточенное движение.

Существовала специальная система церковных диатонических ладов, пришедших в Европу из Византии и имевших античное происхождение.

Первые попытки создания многоголосных произведений относятся ещё к VII-IX вв., но по-настоящему многоголосие стало развиваться начиная с XII столетия.   Многоголосие вызвало к жизни такие музыкальные жанры, как кондукт и мотет. В жанре кондукта (от лат. conductus - "ведущий") создавали духовные и светские произведения для сопровождения торжественных шествий и процессий; тексты для кондуктов писали по-латыни. В мотете (фр. motet, от mot - "слово") каждому голосу соответствовал свой текст, причём порой тексты для голосов писались на разных языках. Мотеты, как и кондукты, использовали и в духовной, и в светской музыке.

В творчестве французского композитора Гильома де Машо (около 1300-1377) вокалу иногда отводился только главный голос, а все остальные голоса были инструментальными.

Формирование жанров и форм светской музыки происходило на основе народной традиции. Главными исполнителями народной музыки в городах были странствующие актёры.    Они выступали в нескольких ролях сразу: и как музыканты, и как танцоры, и как мастера пантомимы, и как акробаты; разыгрывали короткие сценки.

Такие актёры участвовали в театрализованных действах, которые разворачивались на улицах и площадях, - в мистериях, карнавальных и шутовских представлениях и др. Отношение Церкви к ним было довольно настороженным.

Расцвет профессиональной светской музыки XII-XIII вв. связан прежде всего с культурой рыцарства - военной аристократии европейского Средневековья. К середине XII столетия в Провансе, одной из самых богатых и интересных в культурном отношении провинций Франции, сформировалось творчество поэтов и певцов - трубадуров. Слово "трубадур" можно приблизительно перевести как "изобретатель", "сочинитель". Музыка трубадуров разнообразна по жанрам.

Трубадуры были людьми разного происхождения - как простолюдинами, так и аристократами (например, герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн). Однако независимо от социальной принадлежности все они показывали идеальную любовь мужчины и женщины, гармонию между чувственным и духовным в их отношениях.

Ещё одно интересное явление профессиональной светской культуры Западной Европы - творчество труверов, певцов и поэтов из Шампани, Фландрии, Брабанта (часть территории современных Франции и Бельгии). Слово "трувер" близко по значению к названию "трубадур", только произошло оно от старофранцузского глагола trouver - "находить", "придумывать", "сочинять". В отличие от трубадуров труверы были ближе к городской жизни, более демократичной по своим формам, и расцвет их творчества приходится на вторую половину XIII в., когда рыцарство стало постепенно уходить в социальной жизни на второй план. Особенной популярностью пользовался мастер из города Аррас Адам де ла Аль (известен под именем Адам ле Боссю, около 1240 - между 1285 и 1288). Он сочинял песни о любви, драматизированные сценки, которые обычно сопровождались музыкой.

Близко к искусству французских трубадуров творчество немецких рыцарских поэтов и музыкантов - миннезингеров (нем. Minnesinger - "певец любви"). Наиболее выдающимися считаются Вольфрам фон Эшенбах (около 1170 - около 1220) и Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1170-1230).

Главное богослужение католической церкви называется мессой. В православной традиции ей соответствует литургия. Месса - это воспоминание о страданиях, крестной смерти и воскресении Сына Божьего. Традиции музыкального сопровождения мессы начали формироваться одновременно с обрядами католической церкви - в середине XI столетия. К XIII-XIV вв. сложились главные песнопения. Они исполняются как церковным хором, так и прихожанами; каждое звучит в строго определённом месте службы. В эпоху Возрождения мессы стали создавать как единое многочастное произведение. Начиная с XVIII в. месса превратилась в самостоятельный жанр, не связанный непосредственно с католическим богослужением. Так появились мессы, предназначенные для большого хора, симфонического оркестра и солистов. Они были велики по объёму, поэтому исполнить их во время службы не представлялось возможным. Мессы писали не только музыканты католики; например, к этому жанру обращался композитор протестант Иоганн Себастьян Бах.