Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на экзаменационные вопросы по Регионоведению - Миграции и миграционная политика. Её правовая основа

Индекс материала
Ответы на экзаменационные вопросы по Регионоведению
Предмет и методы региональных исследований
Прогнозирование регионального развития
История Дальнего Востока России
Типология регионов
Влияние глобальных процессов на развитие региона
Национально-этнические проблемы современного развития региона
Основные принципы государственной национальной политики в России
Политико-правовая основа формирования и управления регионов – субъектов РФ
Тенденции политического развития регионов
Современные проблемы федерализма
Сущность федералистского мировоззрения
Цели и основные направления экономического развития региона
Задачи региональной экономической политики
Особенности экономического развития региона на современном этапе
Программы социально-экономического развития регионов
Социальная политика в регионе
Особенности социального развития региона
Тенденции и особенности демографического развития региона
Миграции и миграционная политика. Её правовая основа
Международное положение региона в новых геополитических условиях
Все страницы

 

Миграции и миграционная политика. Её правовая основа

Численность населения, его структура предопределяются не только естественным, но и миграционным движением.

Миграции — перемещения людей между на­селенными пунктами. Это механическое движе­ние населения. Существует три классификации миграций.

По периодичности:

•безвозвратные (смена постоянного ме­ста жительства);

•возвратные (периодические): команди­ровки, сезонные выезды, перемещения в тече­ние дня.

По признаку пересечения государственных границ:

внутренние (более характерные для России):

внешние:

? Эмиграция (выезд из страны). В социально-профессиональной структуре выезжающих зна­чительный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди иммигрантов почти в 19 раз выше, чем среди населения России в целом. Около 30% эмигрирующих имеют высшее образование. Среди специалистов преобладают лица, имеющие высшее техни­ческое образование (около 70%), 15% имеют ученую степень док­тора или кандидата наук. Уезжают не только ученые, но и высо­коквалифицированные рабочие. Все это ведет к снижению каче­ства трудовых ресурсов России. Интеллектуальная эмиграция в основном носит безвозвратный характер, нанося государству зна­чительный ущерб. Отъезд творческой интеллигенции, квалифи­цированных рабочих обостряет проблемы выхода из кризиса, уменьшает возможности развития экономики и общества.

Главная задача в настоящее время — не сдерживание эмигра­ции, а ее регулирование, превращение безвозвратной эмиграции в возвратную. Решение вопросов организованного трудоустройства россиян за рубежом позволит уменьшить безвозвратные потоки почти на треть. Это также позволит ослабить экономическое и социальное напряжение в обществе, даст возможность гражданам приобрести навыки работы в системе рынка, совершенствовать профессиональный опыт и знания, получить накопления для последующего их вложения в экономику России.

? Иммиграция (въезд в страну). Социально-демографическая струк­тура прибывающей в Россию рабочей силы имеет классические черты трудовой иммиграции. В основном это неквалифициро­ванные рабочие из стран Азии. "У нас работают граждане из 116 стран. В основном это выходцы из стран СНГ"

добровольные. Россия становится рекордсменом мира по числу людей, не желающих быть ее гражданами.

вынужденные. Характерны для России и СССР. В 30—40-е гг. проводилось массовое выселение заключенных, депортировались мил­лионы людей, в том числе целые народы.

В 2007 году количество легально прибывших в Россию оказалось в шесть раз больше количества выехавших. По данным ФМС иммиграция покрыла 71 % естественной убыли населения РФ.[49]

В 2006 принят закон, значительно упрощающий трудовую миграцию из государств, граждане которых въезжают в Россию без виз. В частности, для приёма такого иностранного гражданина на работу работодатель не должен получать предварительное согласие Федеральной миграционной службы.

Имеется две противоположных точки зрения на привлечение иммигрантов:

· Привлечение мигрантов повысит конкурентоспособность российской экономики за счет более качественной и более дешёвой рабочей силы. Для поддержания численности населения на одном уровне необходимо привлекать не менее 700 тыс. иммигрантов в год, а для сохранения численности трудоспособного населения (что важно для экономики) — не менее миллиона в год. Для того чтобы удержать экономический рост и рост благосостояния населения, Россия до середины века должна принять как минимум 20 миллионов иммигрантов.

· Привлечение неквалифицированных мигрантов не способствует увеличению ВВП на душу населения. Экономический рост в долгосрочной перспективе может происходить только за счёт повышения производительности труда — то есть за счёт роста квалификации, повышения уровня оплаты труда и покупательной способности населения, а не их снижения. Отмечается, что для России до сих пор характерен высокий уровень скрытой безработицы — работа в организациях с заведомо низким уровнем оплаты труда, но обеспечивающими занятость и не предъявляющими больших требований к квалификации сотрудников.

Согласно опубликованному в 2002 г. докладу ООН, Россия находится на втором месте (после США) по числу законных и нелегальных иммигрантов, проживающих на территории страны. По оценке экспертов ООН, в России их более 13 млн чел. — 9 % населения. Зам. директора Федеральной миграционной службы В. Поставнин заявил в январе 2006, что в России находится от 5 до 14 млн нелегальных иммигрантов. По информации главы Федеральной миграционной службы К. Ромодановского (март 2006), ежегодно в Россию на заработки приезжает 20 млн трудовых мигрантов, среди которых 10 млн трудятся нелегально. Ущерб от трудовой деятельности нелегалов он оценил в 200 млрд рублей. Прибыль от работы нелегалов в расчёт не бралась.