Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы на экзаменационные вопросы по Регионоведению - Влияние глобальных процессов на развитие региона

Индекс материала
Ответы на экзаменационные вопросы по Регионоведению
Предмет и методы региональных исследований
Прогнозирование регионального развития
История Дальнего Востока России
Типология регионов
Влияние глобальных процессов на развитие региона
Национально-этнические проблемы современного развития региона
Основные принципы государственной национальной политики в России
Политико-правовая основа формирования и управления регионов – субъектов РФ
Тенденции политического развития регионов
Современные проблемы федерализма
Сущность федералистского мировоззрения
Цели и основные направления экономического развития региона
Задачи региональной экономической политики
Особенности экономического развития региона на современном этапе
Программы социально-экономического развития регионов
Социальная политика в регионе
Особенности социального развития региона
Тенденции и особенности демографического развития региона
Миграции и миграционная политика. Её правовая основа
Международное положение региона в новых геополитических условиях
Все страницы

 

Влияние глобальных процессов на развитие региона

Глобальные проблемы развития региона:

- безблоковое существование государства,

- ограничение гонки вооружения,

- предотвращение мирового конфликта, предотвращение гражданских войн, прихода экстремистских режимов,

- оказание гуманитарной помощи населению при стихийных бедствиях и авариях.

Если брать в пример Дальний Восток, то очень остра проблема перенаселения Китая.


Региональное управление. (здесь посмотреть вообще как в России рассматривается региональное управление и управление в нашем регионе конкретно).

Управление — универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова — это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (несколько объектов), изменяющих положение, свойства, поведение, качества объекта. Однако под управлением чаще всего понимают воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей. Управлению могут быть подвергнуты естественные явления (с помощью упорных тренировок человек может изменить свою фигуру).

Предмет регионального управления в широком смысле сложен и многосторонен. Его основными составляющими являются:

• управление отдельными регионами;

• управление межрегиональными связями;

• система управления регионом;

• региональные аспекты управления.

В самом общем виде региональное управление — это регулирование поведения управляемого объекта (государственного и негосударственного) региональными органами, организациями, должностными лицами в целях, определяемых государством и регионом, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: экономических, административных, идеологических, правовых и не правовых, путем стимулирования, требований, запретов, репрессий и т. д.

Основой регионального управления является овладение властью в регионе.

В системе регионального управления определяющее место занимают его цели. Наиболее общими целями в современных условиях являются безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность экономической и социальной системы. Эти цели должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями: улучшением качества жизни; гарантией прав и развития личности; обеспечением демократии; социальной справедливостью; социальным прогрессом общества.

Методы изучения регионального управления могут быть самыми различными: как общенаучными, так и специальными. Среди общенаучных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви региональной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.).

Наибольшее распространение при изучении регионального управления получили следующие методы:

• логический — с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законченности в региональном управлении;

• формализации — помогает, например, сформулировать понятие государственного служащего;

• сравнительный — позволяет сопоставлять возможности разных ветвей власти в региональном управлении;

• количественные, в том числе статистические, свидетельствующие о состоянии аппарата управления;

• прогнозирования, с помощью которого разрабатываются перспективные планы регионального развития;

• экстраполяции — позволяющий проводить распространениепризнаков данного явления на другие сходные явления;

• моделирования — позволяет проводить искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур;

• эксперимент — позволяет проводить практическую проверкудеятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором.

Сущностью регионального управления является также оценка его эффективности. Эффективность регионального управления — это достижение цели управления с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии в возможно короткий срок и с возможной полнотой.

К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции. Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений. Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Содержанием принципов мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменение внешней среды.

В федерациях (это примерно 1/8 всех государств в мире) проблема соотношения федеративного и «субъективного» управления стоит весьма остро и иногда порождает существенные противоречия, вплоть до требований о выходе из состава федерации. Субъекты федераций имеют местные парламенты, издают свои законы, иногда, как отмечалось, принимают собственные конституции, избирают президентов, обладают другими атрибутами государственной власти. Однако государственная власть субъектов федераций имеет ограниченный и в определенной степени подчиненный характер. В регионах осуществляется двойное, но раздельное государственное управление. С одной стороны, на территории региона федеральные органы ведают общегосударственными вопросами на основе либо общего регулирования (издание федеральных законов, постановлений правительства и т. д.), либо путем управления на местах отделами, управлениями федеральных министерств, либо в соответствии с договорами о разграничении полномочий между Федерацией и тем или иным субъектом РФ.

С другой стороны, субъект федерации осуществляет государственное управление по вопросам, отнесенным конституцией к его совместному ведению.