Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 1 - Политическая наука как учебная дисциплина

Индекс материала
Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 1
Деонтологический и телеологический принципы построения политической теории
Критерии дифференциации и систематизации политических наук
Функции политической науки
Политическая наука как учебная дисциплина
Исторические и логические этапы развития политической науки
Особенности парадигмального измерения политики
Принципы теологического понимания политики
Отличительные черты информационно-кибернетического подхода к проблемам развития политики
Особенности биополитической трактовки политики
Географическая парадигма в политической теории
Позитивистские и бихевиоралистские традиции в понимании политики
Концепция политического К.Шмитта
Неолиберальные (Дж.Роулс) и неоконсервативные (Р.Нозик) теории политики
Коммунитаризм (С.Макинтайр), неомарксизм (А.Грамши, Н. Пуланзас) и франкфуртская школа
Пуланзас
Структурализм (К.Леви-Стросс) и постструктурализм (М.Фуко, Ж.Деррида)
Мишель Фуко
Модернизм и постмодернизм (У.Бек, Ж.Бодрийяр, Э.Гидденс)
Постмодернизм
Культур-антропологические и аксиологические идеи и подходы в толковании политики
Концепция турбулентного происхождения политики
Политогенез, основные источники
Функции политики в общественной жизни
Все страницы

Политическая наука как учебная дисциплина

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ вв, когда в Западной Европе и в США появились первые кафедры. Начало преподавания этой дисциплины относится к 1857 г., когда в Колумбийском колледже США немецким ученым-эмигрантом Ф. Либером была создана кафедра истории и политической науки.

В системе высшего образования политология стала широко преподаваться со второй половины ХХ столетия. В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовало курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. В конце 80-х годов ХХ в. в вузах нашей страны появились первые кафедры политологии. Ныне эта дисциплина читается во всех высших учебных заведениях Российской Федерации.

У политологии как науки и политологии как учебной дисциплины немало общего, но есть и различия.

Во-первых, политология как учебная дисциплина полностью базируется на политологии науке. У них один и тот же предмет изучения и преподавания – политические явления общественной жизни.

Во-вторых, у науки и учебной дисциплины различные цели, задачи, субъекты. Цель науки – приращение, накопление истинных знаний, расширение научны. Цель и задачи учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов в ходе учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система политологии как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею социально-политических явлений и максимально к ним приближена. Система же политологии как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ.

Изучение политических наук является важнейшим фактором формирования политически зрелой личности.

Политология, объясняя политические процессы и раскрывая за кономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических органи заций, способствует осознанию членами общества, руководителями и рядовыми гражданами - общественных потребностей и интересов, пониманию проблем, подлежащих решению, которые за элементарными повседневными нуждами утрачивают отчетливые очертания или вовсе теряются.

Основная цель преподавания политологии в современных условиях заключается не только в передаче определенной суммы знаний о политике, но и в выработке умений и навыков отстаивать и защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, находить компромиссы и достигать согласия по ключевым вопросам.

Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет овладеть техникой и методикой организации митингов, из бирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плоское видение реальности, радикализм и непримиримость.