Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2 - Политическая система: типологизация

Индекс материала
Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2
Свойства политики
П.Бурдье о политическом пространстве
Политика и экономика
Политика и право
Политика и мораль
Классические подходы в изучении власти и властных отношений
Современные теории власти
Природа, сущность, особенности функционирования политической власти
Легальность и легитимность политической власти
Основные теоретические подходы к анализу политической системы
Функциональная модель Г. Алмонда
Политическая система: типологизация
Политические режимы: генезис, сущность, основные формы
Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления
Авторитаризм: признаки, особенности функционирования
Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты
Политический институт: понятие, типы, особенности
Государство как политический институт: понятие, признаки, генезис
Функции государства и его структурные элементы
Институционализация: уровни, содержание
Генезис и принципы функционирования гражданского общества
Основные элементы гражданского общества
Все страницы

Политическая система: типологизация (Д.Коулман, Ч.Ф.Эндрейн, Г.Алмонд) и принципы функционирования.

Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов. Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта.

Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы.

Алмонд положил в основу своей типологизации учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. На этом основании ученый выделил политические системы:

- англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австрия)

Целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.

- континентальио-европейского типа(Франция, Германия, Италия)

Наличие менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная межблоковая конкуренция.

- системы доиндустриальных и индустриальных стран (Мексика, Бразилия)

Высокая эклектичность политической культуры. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

- тоталитарные политические системы.

Идеологическая и административная монополия власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Обобщая основные подходы, политическую систему можно оп­ределить как целостную и динамичную совокупность ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интере­сами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной госу­дарственной власти в масштабах общества, отображая базовые пред­посылки и факторы воспроизводства отношений государства и соци­ума в целом.

Политическая система как определенная подсистема общества испытывает постоянное влияние внутренней (интросоциетальной) и внешней (экстрасоциетальной и внесоциальной) среды. В качестве факторов внутреннего влияния могут выступать интересы разнооб­разных групповых и индивидуальных, элитарных и неэлитарных субъектов. Внешнее влияние на публичную власть осуществляется со­ответственно путем воздействия факторов природного характера, а также влия­ния качественно иных социальных процессов (экономических, нравственных и др.) либо тех или иных международных институтов и структур. Приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, политическая система призвана постоянно совершенство­вать свое строение, искусственно достраивая собственные порядки необходимыми институтами и структурами.

В качестве основополагающих структурных компонентов полити­ческой системы обычно выделяют следующие:

• институциональный набор институтов, структур и организаций, уча­ствующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электораль­ной системы, государственного строя и т.д.;

• нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуж­дения; формы государственного контроля за принятыми решениями и т.д.;

• информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка; традиции, обычаи, символы, ритуалы, исполь­зуемые для обеспечения политического процесса и т.д.

Благодаря своему структурному разнообразию политическая сис­тема способна обеспечивать исполнение определенных функций в обществе, к важнейшим из которых можно отнести:

Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция. Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.