Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2 - Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления

Индекс материала
Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2
Свойства политики
П.Бурдье о политическом пространстве
Политика и экономика
Политика и право
Политика и мораль
Классические подходы в изучении власти и властных отношений
Современные теории власти
Природа, сущность, особенности функционирования политической власти
Легальность и легитимность политической власти
Основные теоретические подходы к анализу политической системы
Функциональная модель Г. Алмонда
Политическая система: типологизация
Политические режимы: генезис, сущность, основные формы
Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления
Авторитаризм: признаки, особенности функционирования
Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты
Политический институт: понятие, типы, особенности
Государство как политический институт: понятие, признаки, генезис
Функции государства и его структурные элементы
Институционализация: уровни, содержание
Генезис и принципы функционирования гражданского общества
Основные элементы гражданского общества
Все страницы

Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления (З.Бжезинский, Х. Аренд и др.).

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности.

Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства», олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ф. Хайек и др.

Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

Признаки тоталитарного общества по версии К.Фридриха и З.Бжезинского:

1) единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

2) одна, единственно возможная идеология, которая должна признаваться всеми. Деление всего мира в соответствии с идеологией на друзей и врагов;

3) монополия на средства массовой информации;

4) монополия на все средства вооруженной борьбы;

5) легализация террора и система террористического полицейского контроля;

6) централизованная система управления экономикой.

Теория К.Поппера

В своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.

Закрытое общество, олицетворявшее тоталитаризм для Поппера - это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения - без остатка - индивида в группе. Закрытым такое общество являлется благодаря наличию всевозможных табу, верований, запретов, слепого преклонения перед авторитетом вождя и коллективом, из-за чего человек живет не ради себя, а для рода, бога, общества, семьи, друзей. В них проповедовается "служение", а свободное поведение, в том числе в мыслях, осуждалось, проявление индивидуальности и забота о собственном благополучии рассматривались как порок.

Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в свет книги Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.). Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

Исходной точкой зрения Арендт является осознание того, что тоталитарные движения и тоталитарные режимы, несмотря на свой явно преступный характер, пользуются широкой поддержкой масс и существуют именно благодаря этой поддержке, имеющей место до самого конца существования режима.

Тоталитаризм, по ее мнению, есть явление, присущее именно XX веку.

Сама возможность тоталитаризма объясняется Арендт тем, что в XX веке при империализме и вследствие первой мировой войны происходит превращение классов в массы, имеет место постоянное ощущение нестабильности, предстающей как функциональная необходимость и предпосылка тотального господства. Только там, где граждане представлены группами и образуют определенную социальную или политическую иерархию, возможны демократические свободы.

Пять основных признаков тоталитаризма приводит также Арон в своей книге «Демократия и тоталитаризм»:

1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной партии монопольное право на политическую деятельность.

2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, а в дальнейшем — и официальной государственной истины.

3. Для распространения официальной истины государство наделяет себя исключительным правом на силовое воздействие и на средства убеждения.

4. Большинство видов экономической и профессиональной деятельности находится в подчинении государства и становится его частью.

5. В связи с тем, что любая деятельность стала государственной и подчиненной идеологии, любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере сразу же превращается в прегрешение идеологическое. Результат — политизация, идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.



 

Очистка воды дома - домашние фильтры для воды. Системы очистки воды для дома.