Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2 - Генезис и принципы функционирования гражданского общества

Индекс материала
Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2
Свойства политики
П.Бурдье о политическом пространстве
Политика и экономика
Политика и право
Политика и мораль
Классические подходы в изучении власти и властных отношений
Современные теории власти
Природа, сущность, особенности функционирования политической власти
Легальность и легитимность политической власти
Основные теоретические подходы к анализу политической системы
Функциональная модель Г. Алмонда
Политическая система: типологизация
Политические режимы: генезис, сущность, основные формы
Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления
Авторитаризм: признаки, особенности функционирования
Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты
Политический институт: понятие, типы, особенности
Государство как политический институт: понятие, признаки, генезис
Функции государства и его структурные элементы
Институционализация: уровни, содержание
Генезис и принципы функционирования гражданского общества
Основные элементы гражданского общества
Все страницы

Генезис и принципы функционирования гражданского общества (Аристотель, И. Шумпетер, А.Фергюссон и др.).

Гражданское общество является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности.

В трудах зарубежных ученых гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается с древних времен.

У Платона понятие общество совпадает с понятием государство. Оно изображается как единое целое, и в нем соблюдается принцип морально-политического единства всех граждан, как трехсословное, иерархическое, управляемое "разумным" сословием на основании знания, а не мнения.

Аристотель не раз подчеркивал, что человек – существо не только общественное, а в большей степени политическое и поэтому государство – естественный продукт развития общества политических граждан и анализировал в связи с этим жизнь свободных граждан в других сферах – экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной...Он пришел к выводу – в эти сферы вмешательство государства не требуется.

Макиавелли государство рассматривал как высшее проявление человеческого духа. Однако, он разделял государственную и негосударственную сферы жизнедеятельности общества. Он сформулировал свой главный вывод следующим образом – кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.

Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества: 1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества; 2) государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество.

Джон Локк, провозглашает в определенной мере его примат гражданского общества перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества.

Шарль Монтескье гражданское общество рассматривает как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан.

А. Фергюсон определял "гражданское общество" как состояние цивилизованности (civility) и как последствие процесса цивилизации.

Ж.Ж. Руссо показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора.

Кант выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:

1. Свобода члена общества как человека;

2. Равенство его с другими как подданного;

3. Самостоятельность члена общества как гражданина.

Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, отмечал Гегель, и оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. В государстве представлена всеобщая воля граждан , а в гражданское общество представлена как сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов. Сфера государства – это правительственная власть, администрация, а сфера гражданского общества – полицейская и служебная власть. Основной свой вывод Гегель сформулировал следующим образом – если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества или вмешивается в деятельность судебных органов, то оно как бы выступает против гражданского общества. Государство и гражданское общество – есть противоречивое единство.

Маркс гражданское общество рассматривал как сферу материальной и экономической жизни людей. По Марксу гражданское общество является первичным по отношению к государству.

Современные исследователи сконны разделять гражданское общество и государство.

Если выбрать из множества существующих дефиниций гражданского общества наиболее существенные моменты, то можно его определить следующим образом. Гражданское общество - это система экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих материальных, духовных интересов и потребностей.

В качестве основных можно выделить следующие признаки гражданского общества:

1. гражданское общество целесообразно рассматривать как элемент демократии, как инструмент демократических преобразований.

2. состав гражданского общества формируется из свободных и равноправных людей. Общие цели и задачи формируются не по воле государственной власти, а в ходе общественной инициативы и публичной самодеятельности различных ассоциаций.

3. существование гражданского общества обеспечивается гарантированными государством политическими свободами и демократическими институтами, свободными экономическими отношениями, возможностью судебной защиты свобод в случае их ущемления.

4. В построении отношений в рамках гражданского общества участие государства, его аппарата не предполагается. Вмешательство государства не требуется в силу того, что интересы субъектов гражданского общества лежат вне непосредственной деятельности государства.

5. формирование межличностных отношений в рамках гражданского общества необходимо связано с демократическим развитием государства. Любые демократические преобразования в государстве требуют воспитания гражданственности в членах общества: социально активный и экономически деятельный индивид должен осознавать меру своей личной свободы, ответственности и долга.

6. утверждение гражданского общества влечет преобразование форм и способов функционирования государства. Вовлеченность общественности в процессы формирования политики государства способны существенно изменить структуру политической власти в государстве или приоритеты внутренней политики.

7. политической характеристикой и принципиальной необходимостью гражданского общества выступает его функционирование в правовом государстве.



 

логистические компании в краснодаре