Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2 - Легальность и легитимность политической власти

Индекс материала
Ответы к экзамену по Теории политики. Часть 2
Свойства политики
П.Бурдье о политическом пространстве
Политика и экономика
Политика и право
Политика и мораль
Классические подходы в изучении власти и властных отношений
Современные теории власти
Природа, сущность, особенности функционирования политической власти
Легальность и легитимность политической власти
Основные теоретические подходы к анализу политической системы
Функциональная модель Г. Алмонда
Политическая система: типологизация
Политические режимы: генезис, сущность, основные формы
Тоталитаризм: теоретические основания, особенности проявления
Авторитаризм: признаки, особенности функционирования
Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты
Политический институт: понятие, типы, особенности
Государство как политический институт: понятие, признаки, генезис
Функции государства и его структурные элементы
Институционализация: уровни, содержание
Генезис и принципы функционирования гражданского общества
Основные элементы гражданского общества
Все страницы

 

Легальность и легитимность политической власти. Теоретические трактовки легитимности.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, не согласные с данным политическим курсом. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство.

В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия.

Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения.

Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде".

Традиционная легитимность основана на вере в священный характер норм обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые.

Харизматическая легитимность - Власть основана на авторитете лидера, его особых качествах. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер.

Легальная или рационально-правовая легитимность основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

Можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

В истории политической мысли высказывалось немало разноре­чивых взглядов относительно самой возможности легитимации влас­ти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платфор­ме естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражда­нам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Человеческое знание и инте­ресы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти.

Вместе с тем сторонники до­говорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан отно­сительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство обще­ства и которые лежат в основе функционирования политического режима».

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а свя­зывал ее только с конкретным режимом, с конкретными граждана­ми. По его мнению, только положительный опыт и привычка населе­ния могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, пре­пятствуя сознательному конструированию легитимности.



 

Новость жидкость для электронных сигарет купить.