Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по территориальное организации населения. Часть 1 - Модели пространственных закономерностей

 

Модели пространственных закономерностей

Становление теории размещения промышленности и с/х принято связывать с выходом в свет книги нем. Экономиста Ионганна Генриха фон Тюнена «Изолированное гос-во в его отношении к с/х». главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения с/х-го производства.

Он предполагал наличие экономич. изолированного от остального мира гос-ва, в пределах к-го имеется центальный город, являющийся единственным рынком сбыта с/х продукции и источником обеспечения пром-ми товарами. В качестве критерия – транспортные издержки. Чем ближе фермер находился к рынку, тем большую цену за свой товар он получал.

1 круг: вольное хоз-во (ориентировано на малотранспортабельную и скоропортящуюся продукцию)

2 круг: лесное хоз-во (снабжает топливом и лесом)

3 круг: плодосеменное хоз-во (производят окончательный откорм скота, привозимого из 6 пояса, растят зерно)

4 кргу: выгонное семипольное хоз-во (главный продукт – зерно, производство молока на мясо)

5 круг: классическое трехпольное хоз-во (производство зерна, животноводство только в потребительских целях)

6 круг: экстенсивное скотоводство, овцеводство, земледелия в потребительских целях.

Альфред Вебер в своей работе «Теория штандорта промышленности» (размещения) выделил следующие ориентации:

1.Транспортная. Согласно Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек пром. предприятия будет притягиваться тому пункту, в к-ом с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны.

2.Рабочая. далее, учитывая различия в издержках на раб. силу, определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими раб. издержками. Раб. пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий. Такое перемещение может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных издержках.

3.Агломерация. анализ влияния агломерационных факторов на размещение пром. предприятий Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и раб. ориентации.