Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по теме “Внешняя политика зарубежных государств”. Часть 1 - Копенгагенские критерии Европейского союза

Индекс материала
Шпаргалки по теме “Внешняя политика зарубежных государств”. Часть 1
Договорная база российско-китайских стратегических отношений
Основные приоритеты внешней политики администрации Б.Обамы
Приоритеты официальной политики США в Центральной Азии
Отношения НАТО-Россия после Лиссабонского саммита
Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)
Дорожная карта по общему пространству внешней безопасности в отношениях ЕС-Россия
Усиленный диалог и сотрудничество на международной арене
Борьба с терроризмом
Нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки
Сотрудничество в области кризисного регулирования
Сотрудничество в области гражданской защиты
АСЕАН: основополагающие документы, цели и задачи Ассоциации
Российско-американское сотрудничество в борьбе с терроризмом
Копенгагенские критерии Европейского союза
Договор о европейской безопасности: краткий анализ Проекта документа
ШОС во внешней политике Китая
Документы, положившие начало ЕС
Лиссабонский договор
Материалы встречи президентов США и России
Дорожная карта по общему пространству свободы
Краткий анализ документов саммита Россия - США
АЛБА: краткий анализ целей и задач
Маастрихтский договор
Политика США в отношении Афганистана и Пакистана
Новая стратегия США и пакистанская национальная безопасность
Трудности и вызовы в реализации новой стратегии США
Возможности для новой стратегии США
Основные задачи процесса палестинско - израильского урегулирования
Участие в квартете ООН, США, ЕС и РФ
Процесс расширения ЕС: этапы
Расширения Восточного блока
Дорожная карта по общему экономическому пространству в отношениях ЕС-Россия
Все страницы

 

Копенгагенские критерии Европейского союза

Копенга?генские крите?рии — критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Статья Соглашения Европейского союза (TEU) от 1992 года, или Маастрихтского соглашения, (теперь статья 49 TEU) гласит, что любая европейская страна, которая соблюдает принципы ЕС, может подать заявление на присоединение.

Критерии Членства Европейского союза определены в соответствии с этими двумя документами:

1992 Маастрихтское соглашение (Статья 49) — географические и общие политические критерии.

Декларация Европейского совета июня 1993 в Копенгагене, то есть Копенгагенские критерии — более детальное описание общей политики.

История европейской интеграции неразрывно связана с процессом расширения Сообщества. Так, в 1973 к странам-основателям Европейских сообществ присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 – Греция, в 1986 – Испания и Португалия, в 1995 – Австрия, Финляндия и Швеция. Первоначально этот процесс касался только неприсоединившихся капиталистических стран Западной Европы (в том числе Швейцарии, Норвегии и Исландии, которые до сих пор отказываются от членства в Сообществе). Однако после кардинальных изменений, происшедших в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и СССР, повестка расширения стала актуальной и для этой части континента.

Впервые об этом заговорили на сессии Европейского совета, состоявшейся в 1988 на острове Родео и на Парижском саммите (1989) «Большой семерки» (G-7). Европейская комиссия взяла на себя функции координатора помощи государствам ЦВЕ. Данная помощь была структурирована в рамках программы ФАРЕ (PHARE – Poland and Hungary Assistance for the Restructuring of the Economy – Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши), изначально предназначенной для этих двух восточноевропейских государств, но позже распространенной и на другие страны ЦВЕ. В 1992 программа была интегрирована в структуру Европейских соглашений и превращена в основной финансовый инструмент подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС. Ее основные цели: помощь в адаптации национальных законодательств стран-претендентов к законодательству ЕС и финансирование инвестиционных проектов (до 70% бюджета программы) на территориях стран-кандидатов.

На сессии Европейского совета в Страсбурге в декабре 1989 Франция внесла предложение (поддержанное не только Сообществом, но также США, Японией и другими государствами ОЭСР), о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Одновременно Сообщество приступило к либерализации импорта, вначале из Венгрии и Польши, а затем из Болгарии, Чехословакии и Румынии, доведя его до уровня льготного режима в рамках общей системы преференций, который обеспечивал беспошлинный ввоз промышленной продукции.

Следующим этапом расширения зоны европейской интеграции стало заключение соглашений об ассоциации между ЕС и странами ЦВЕ, получивших название Европейских соглашений. В августе 1990 Европейский совет одобрил предложение Великобритании об ассоциации стран ЦВЕ с ЕС. В 1992 Соглашения об ассоциации были заключены с Венгрией, Польшей, Румынией и Болгарией, в 1993 – с Чешской Республикой и Словакией, в 1995 – с Латвией, Литвой и Эстонией и в 1996 – со Словенией.

В 1993 на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято принципиальное решение о том, что ассоциированные страны ЦВЕ при наличии волеизъявления с их стороны, могут стать членами Европейского Союза, выполнив ряд «копенгагенских критериев членства», в числе котрых были названы:

– наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и защиту национальных меньшинств;

– наличие рыночной экономики, способной справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе;

– готовность принять на себя обязательства членства (acquis communautaire), включая стремление стать членами Экономического и валютного союза

В течение 1997 Европейская комиссия и 11 стран-кандидатов (10 стран ЦВЕ и Кипр) достигли договоренности относительно условий и сроков начала переговоров о вступлении.На Люксембургском заседании Европейского совета (декабрь 1997), названном саммитом расширения, был оглашен список государств, которые ближе других подошли к выполнению копенгагенских критериев: Кипр, Польша, Венгрия, Чехия, Эстония и Словения. Торжественное открытие переговоров со странами «первой волны» состоялось 30 марта 1998. На сессии Европейского совета в Хельсинки в декабре 1999 было решено начать переговоры о вступлении в Евросоюз с оставшимися пятью странами ЦВЕ, с которыми были ранее подписаны Европейские соглашения: Словакией, Латвией, Литвой, Болгарией, Румынией, а также с Мальтой. Переговоры со странами «второй группы» или «хельсинской группой» официально открылись 15 февраля 2000 в Брюсселе.

Ниццский договор 2000 определил политический вес стран-кандидатов в составе руководящих органов будущего расширенного ЕС зафиксировав в форме договора о ЕС неизбежность вступления новых стран из Центральной и Восточной Европы.

Брюссельский саммит ЕС (ноябрь 2002) подтвердив перспективу вступления в ЕС с 1 мая 2004 Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Литвы, Латвии, Эстонии, Словении, Кипра и Мальты. Он назначил новую дату вступления в ЕС Болгарии и Румынии – в 2007. В отношении Турции саммит призвал продолжить переговоры о членстве, с одной стороны приняв во внимание успехи сделанные этой страной в построении рыночной экономики и демократии, но с другой – указав на сохранение напряженности с Грецией из-за кипрской проблемы и слабый прогресс в области соблюдения прав человека.