Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по регионоведению. Часть 1 - В СССР идеи лундской школы

В СССР идеи лундской школы

ряд учёных тоже пытался применить (комплексный пространственно-временной подход к исследованию региона). Наиболее известный из них Борис Родман. Он сформулировал позиционный принцип функционирования объектов в геопространстве. Его суть сводиться к тому, что уровень экономического развития регионов в основном определяется их положением относительно центров роста пространства и культуры. Ввёл понятие «локальный оптимум» - такая оптимальная точка, в которой объекты функционируют лучше всего. Если объект находится вне этой точки, то на него действует сила, названная Родманом «давлением места» - сила, под действием которой подвижные объекты меняют своё местоположение, а менее подвижные – свои свойства и функции. Получается, что одни объекты формируют новое положение в пространстве путем активного воздействия на среду, а другие не способны к изменению объекта, следовательно, они деградируют и исчезают. Эти идеи не нашли практического применения.

Вывод: пространственно-временная организация основывается на единстве социального и географического пространства. Непрерывность социально-географического пространства базируется на совпадении целей и интересов человеческих сообществ. Единство достигается путём преодоления внутренних противоречий.

Но существуют противоречия между социальным и географическим составляющей пространства, т.к. каждый из них развивается по своим законам. Социальная часть развивается и расширяется быстро, а географическая – медленно, а отдельные вообще не изменяются, либо сокращаются => противоречия между этими сопоставленными определениями, то, что называется глобальными проблемами человечества (их разрешение возможно на уровне ноосферы, когда разум позволит управлять природой, которая самостоятельно воспроизводиться не сможет, а также управлять человеческим обществом).