Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по регионоведению. Часть 2 - Вклад Т. Хагерстранда в теорию диффузии нововведений

Вклад Т. Хагерстранда в теорию диффузии нововведений

Основатель – Хагерстранд – изучение нововведений в сельском хозяйстве. Построил первую модель диффузии, в которой существуют 4 основных понятия:

? Расстояние;

? Поле;

? Контакт;

? Информация.

Говоря о расстоянии, встает вопрос о его измерении. В зависимости от характера изучения, расстояние может измеряться в разных метриках: км по воздушной прямой или по дорогам; в условно-эвклидовой, когда вместо км используются транспортные издержки или затраты времени; радикально-кольцевой (прямоугольный); ранговый, при котором учитывается переход от одного уровня на другой.

Введём предположение, что вероятность контакта между 2 объектами будет ослабевать. А информация будет прямо-пропорционально убывать расстоянию. Источники получения информации – адаптеры.

clip_image005Контактное поле.

Если использовать принцип вероятности контактов, то Хагерстранд вводит понятие среднего информационного поля – прогнозная территория, в границах которой могут осуществляться контакты между передатчиками и адаптерами.

Эмпирические наблюдения показали, что в 1 приближении всё население можно разделить на 3 группы:

? Небольшая группа новаторов

? Небольшие группы консерваторов, больше других упорствующих новациям.

? Наибольшие промежуточные группы, члены которой принимают новшества позже новаторов, но раньше, чем 2 группы.

Этот подход диффузии с помощью кривой, вычисляемой на основе формулы:

P – доля воспринявших новацию

U – верхний предел восприятия новации

A – значение P при t=0

b=const

v – возрастание P с течением t

clip_image007l – основание log=2,718.

Пример: U=90%

a=5

b=1

t=2 месяца

P=4%, при t=4, P=28%.

t=6 => P=66%

t=8 => P=85% и т.д.

На формулу кривой решающее влияние оказывает const.

В целом, эти кривые хорошо характеризуют степень устойчивости к новшествам, степень диффузии, а также время затухания и насыщения.

Роберт Юилл учёл влияние на процесс диффузии 4 различных типов внутренних препятствий (барьеров):

- Сверхпоглащающие барьеры, не только поглощающие сообщения, но и разрушающие источник сообщения.

- Поглощающие барьеры абсорбируют, но не влияют на источник.

- Отражающие барьеры не воспринимают сообщение, но позволяет источнику передать новое сообщение за тот же промежуток времени.

- Барьер направленного отражения не поглощает сообщение, но изменяют его направленность в сторону ячейки, ближайшей к источнику сообщения.

С помощью барьеров можно моделировать различные реальные условия диффузии нововведений.