Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 1 - Военно-политическое сотрудничество СНГ

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 1
Кризис экономической системы СССР и социалистических стран
Политический кризис. Весна 1989 г
Военно-стратегический дисбаланс системы
Исчезновение СССР как одного из двух элементов системы
Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования
Конфликты на территории РФ
Новые угрозы международной безопасности
Акторы современных международных отношений
Американская концепция нового миропорядка
7 элементов глобальной стратегии США
Характерные черты и особенности становления нового миропорядка
Основные этапы эволюции СНГ
Экономическое сотрудничество в СНГ
Военно-политическое сотрудничество СНГ
Эволюция ЕС
Роль ЕС в становлении нового миропорядка
Общая европейская политика безопасности и обороны
Соотношение глобализации и регионализации в современных международных отношениях
Роль ООН в современных международных отношениях
Миротворческие операции ООН
Роль ООН в мировой политике и обеспечении международной безопасности
Исламская концепция миропорядка
Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности
Механизм ОБСЕ по урегулированию споров
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Основные производители и экспортеры энергоресурсов в мире (2004 год)
Китайская концепция нового мирового порядка
механизмы функционирования предполагаемого КНР нового мирового порядка
Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР
Принципы внешней политики Китая
Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка
Все страницы

Военно-политическое сотрудничество СНГ


Центральное место в сфере военно-политического сотрудничества государств СНГ занимает Договор о коллективной безопасности, подписанный 15 мая 1992 г. До 1999 г. объединял девять государств СНГ (не входили Молдова, Туркменистан и Украина). Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате ООН.

7 октября 2002 года президенты государств-участников ДКБ подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

Одновременно в Статье 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

По решению СГГ в декабре 2000 г. в Москве на базе соответствующих структур ФСБ России создан Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. В июле 2001 г. в Бишкеке был открыт филиал АТЦ, который в октябре 2002 г. преобразован в отделение АТЦ по Центральноазиатскому региону. Под эгидой Центра регулярно проводятся совместные командно-штабные и тактические учения, направленные на совершенствование взаимодействия соответствующих структур государств-участников СНГ в подготовке и проведении операций по выявлению и уничтожению террористических бандформирований.

Этапы:

Первые год-полтора деятельности СНГ – начальный (первый) этап – условно можно назвать периодом «цивилизованного развода» бывших союзных республик по национально-территориальным образованиям, этапом становления новых независимых государств, «парадом суверенитетов», основным содержанием которого стал, прежде всего, раздел общенародной, общесоюзной собственности и создание совместных структур для обеспечения жизнедеятельности СНГ.

Многосторонняя интеграция – второй этап становления и развития СНГ. Было очевидно, что цели и задачи, которые ставили перед собой ННГ, не могли быть решены при опоре лишь на собственные силы, их решение может быть более эффективным при активизации совместных усилий. Интеграция становилась жизненно важной, объективной потребностью. Приоритетную роль в этом играла, прежде всего, экономическая целесообразность, взаимозависимость и взаимодополняемость экономик республик. Ни одна из них, включая Россию, не могла полностью обеспечить автономное производство своей конечной продукции. Как Россия для государств ближнего зарубежья, так и страны СНГ для России являются зоной жизненно важных интересов. Экономическая целесообразность остается для них определяющим долговременным фактором интеграции.

(К этому периоду относятся создание / подписание МПА, ДКБ, Экономический суд СНГ, Устав СНГ, Договор о создании Экономического союза, Таможенный союз.)

Третий этап – разноуровневая и разноскоросная интеграция, которая стала доминирующей в рамках СНГ, как объективно обусловленная новыми реальностями и в большей мере соответствующая национальным интересам отдельных государств. Процесс носил объективный характер, отражая неодинаковую готовность стран Содружества к более высоким уровням экономического и политического взаимодействия, - с другой стороны, не менее важную роль во всем этом играли и позиции национальных элит, проводящих каждая свою политику в рамках СНГ. Так или иначе середина 90-х гг. четко обозначила конец попыток «фронтальной», всеохватывающей, интеграции Содружества и начало его фрагментации на отдельные политические и экономические образования. Важным аспектом этого процесса стало усиление политической и ослабление экономической составляющей интеграционного движения в СНГ.

Отражением «интеграции разных скоростей» стало формирование субрегиональных альянсов государств, прежде всего находящихся в географической близости друг от друга и имеющих общие региональные интересы и однотипные проблемы.

В январе 1993 года на встрече в Ташкенте глав государств и правительств Средней Азии и Казахстана было принято решение впредь именовать регион Центральной Азией. В январе 1994 года подписан договор между Узбекистаном и Казахстаном о создании ЕЭП. В том же году к договору присоединилась Киргизия. Так был создан Центральноазиатский союз (ЦАС). В 1998 году к нему присоединился Таджикистан, ЦАС переименован в Центральноазиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС). Участники сообщества пытались решить свои проблемы за счет соседей, путем ущемления торгово-экономических интересов друг друга. В 2002 году сообщество вновь стало именоваться ЦАС. В 2006 году произошло слияние ЕврАзЭС с ЦАС – логически обусловленное завершение интеграционного процесса, участниками которого являются одни и те же государства.

Наивысшим интеграционным объединением стал Союз России и Белоруссии, созданный в апреле 1997 года. По смыслу договора, создается новое государственное образование, к исключительному ведению которого со временем будет отходить все больше и больше вопросов – с формально-политической точки зрения, таким образом, максимально высокая степень интеграции, достигнутая в Содружестве. В большинстве столиц СНГ, однако, российско-белорусский союз с его режимом преференций в отношении Белоруссии вызвал противоречивую и скорее негативную, нежели позитивную, реакцию, особенно у таких государств, как Украина, Казахстан и даже Татарстан.

Успешно развивающимися объединениями на этапе разноуровневой интеграции являются ЕврАзЭС, ОДКБ.

Внутри Сообщества все более углубляется разделительная полоса. С одной стороны – государства-члены ОДКБ, ЕврАзЭС, других экономических структур; с другой – ГУАМ (с 1997 года) – субрегиональной объединение, сегодня объединяющее Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову. В 1999 году переименован в ГУУАМ (с вхождением Узбекистана, в 2005 Узбекистан вышел из состава).

Первоначально организация носила «неформальный» характер, концентрируясь на проблеме «новых транспортных коридоров», прежде всего для реализации проекта «Азия – Кавказ – Европа», включающего в себя целый ряд новых нефтепроводных маршрутов; с 2000 г. здесь обсуждается формализация структур сотрудничества и расширение их на страны Восточной Европы. По мере развития ГУАМ все яснее определяются линии его размежевания с ЕврАзЭС, прежде всего по составу участников и общей направленности их политики.

В 2006 году преобразована в Организацию за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ) с участием Литвы и Польши, со штаб-квартирой в Киеве.

Ближайшие перспективы СНГ естественным образом вытекают из нынешнего состояния Содружества. «Сегодня Содружество Независимых Государств по своей сути, – отмечается в литературе, - это политический клуб, позволяющий сблизить и согласовать интересы государств – участников, в гораздо меньшей степени – оборонный альянс, и совсем в небольшой – эффективное экономическое сообщество».

Апрель 2007. Говоря об эволюции СНГ, Лавров обозначил, что ЕврАзЭС будет больше смыкаться с ОДКБ, СНГ останется для обсуждения более общих проблем, менее конкретных, в частности, по единому гуманитарного пространству. При этом ШОС является самоценной организацией, у нее есть экономическая и антитеррористическая составляющая.

Дублировать ШОС не следует. Ядром интеграционных процессов являются Россия, Белоруссия и Казахстан. Министр считает, что двигаясь вперед в формате ЕврАзЭС, надо оставлять «дверь открытой» и Украина должна знать, что она в любой момент может присоединиться к переговорам.



 

Реализуем вентилируемые фасады по доступной стоимости rostemp.ru;угловые диваны для кафе и ресторанов