Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 1 - Эволюция ЕС

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 1
Кризис экономической системы СССР и социалистических стран
Политический кризис. Весна 1989 г
Военно-стратегический дисбаланс системы
Исчезновение СССР как одного из двух элементов системы
Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования
Конфликты на территории РФ
Новые угрозы международной безопасности
Акторы современных международных отношений
Американская концепция нового миропорядка
7 элементов глобальной стратегии США
Характерные черты и особенности становления нового миропорядка
Основные этапы эволюции СНГ
Экономическое сотрудничество в СНГ
Военно-политическое сотрудничество СНГ
Эволюция ЕС
Роль ЕС в становлении нового миропорядка
Общая европейская политика безопасности и обороны
Соотношение глобализации и регионализации в современных международных отношениях
Роль ООН в современных международных отношениях
Миротворческие операции ООН
Роль ООН в мировой политике и обеспечении международной безопасности
Исламская концепция миропорядка
Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности
Механизм ОБСЕ по урегулированию споров
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Основные производители и экспортеры энергоресурсов в мире (2004 год)
Китайская концепция нового мирового порядка
механизмы функционирования предполагаемого КНР нового мирового порядка
Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР
Принципы внешней политики Китая
Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка
Все страницы

Эволюция ЕС

Интеграционные процессы в Европе после Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента. Важную роль сыграл "план Маршалла", в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь. Кроме того, в результате крушения колониальных империй бывшие метрополии были вынуждены пересмотреть внешнеполитическую стратегию и пойти на углубление связей с соседями.

Интеграционные процессы в Западной Европе основывались не только на усилении взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ЕЭС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования – устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макроэкономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.

Исходной точкой того, что сегодня называется ЕС, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Шумана 9 мая 1950 года, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951 года был подписан парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, в состав которого вошли шесть государств – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953 году.

Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь 1955), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 года были подписаны Римские договоры – были учреждены Европейское экономическое сообщество, основанное на таможенном союзе и общей политике, Европейское сообщество по атомной энергии.

03 мая 1960 года были завершены переговоры и подписаны соответствующие документы о создании Европейской ассоциации свободной торговли, в которую вошли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, Великобритания. Эта организация создавалась как бы в противовес сегодняшнему ЕС.

В октябре 1991 года между ЕС и ЕАСТ заключается Соглашение о создании Европейского экономического пространства. Сейчас туда входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

В декабре 1969 года в Гааге было принято решение о расширении европейского сообщества и углублении интеграции.

В 70-е гг. были введены в действие новые инструменты осуществления общей политики при координации национальных политик стран-участниц. Так, было создано Европейское политическое сотрудничество – институт добровольной координации внешней политики. Вторым важным шагом стало введение в 1979 г. Европейской валютной системы, целью которой было создание в Европе зоны валютной стабильности.

Результатом Гаагских решений в части расширения Сообществ стало присоединение с 1 января 1973 года к шестерке Дании, Ирландии и Великобритании, в 1981 году – Греции, в 1986 году – Испании и Португалии, в 1995 – Австрии, Финляндии и Швеции, 2004 год – еще 10 государств.

В декабре 1991 году был заключен Маастрихтский договор о Европейском союзе, в соответствии в которым учреждены: единое европейское гражданство – все граждане государств-членов приобретают гражданство ЕС; политический союз – общая внешняя политика, повышение роли Европарламента, общая политика в области внутренних дел и правосудия; экономический и валютный союз. С 1 марта 2002 года евро полностью заменило национальную валюту стран еврозоны.

В соответствии с Амстердамским договором 1998 года с 1 мая 1999 г. к экономическим функциям Евросоюза добавились общая внешняя политика и политика в области безопасности, а также борьба против нарушений правопорядка. Соответственно, в орбиту интеграции попадают действия полиции и судебных органов и судебных органов в уголовно-правовой сфере, а также визовой режим. На практике эти цели достигаются посредством предотвращения и пресечения организованной и иной преступности, особенно терроризма, торговли людьми, незаконных операций с наркотиками и т.д.

ЕС расширяется на Восток одновременно НАТО. Хотя лидеры обоих блоков характеризуют эти процессы как невзаимосвязанные, планируемая по Амстердамской редакции Договора единая внешняя политика ЕС и единая политика безопасности будет явно пересекаться с НАТО, в том числе через совмещенное членство стран-членов ЕС в обоих этих блоках и поглощение ЕС структур Западноевропейского союза – организации, прежде всего, военной.

Ст. 1.3 Амстердамского договора страны-члены взяли на себя обязательство "осуществлять общую внешнюю политику и политику безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая могла бы привести к общей обороне…, укрепляя таким образом самобытность и независимость Европы".

В сфере хозяйствования это новое направление означает, во-первых, сотрудничество стран-членов в области вооружений, а во-вторых, проведение миротворческих и антикризисных акций, имеющее свой экономический компонент. Для этой последней цели создается европейский войсковой контингент быстрого реагирования.

Для управления всеми этими процессами вне Комиссии ЕС учрежден пост Генерального секретаря Совета ЕС/Высокого представителя по общей внешней политике и политике безопасности, на который был назначен бывший Генеральный секретарь НАТО Х.Солана.

Естественно, что единство Европы будет неполным без интеграции в оборонной сфере.

С обращением ЕС к военно-политической тематике возникают определенные проблемы. Некоторые из его стран-участниц, не входящие в НАТО (Австрия, Финляндия, Швеция, Ирландия), опасаются, что активизация военного измерения политики безопасности в деятельности ЕС чревата размыванием их нейтрального статуса. Для них нежелательны ни трансформация интеграционного объединения в военно-политическое образование, ни его постепенное вовлечение в сферу деятельности НАТО. Кроме того, перспектива активизации военно-политического сотрудничества на базе ЕС вызывала беспокойство у приверженцев "атлантического" акцента в военно-политическом сотрудничестве – как ненужное дублирование механизмов НАТО или даже как развитие некой альтернативной по отношению к альянсу линии.

Поворотным пунктом стала встреча французского президента Ширака и британского премьер-министра Блэра в Сен-Мало в декабре 1998, когда были приняты принципиальные политические решения о прорыве на этом направлении интеграции в ЕС. С тех пор "общая европейская политика безопасности и обороны" развивается ускоренными темпами. При этом важно заметить, что речь не идет ни о трансформации ЕС в военно-политическую организацию, ни о создании "европейской армии", которая заменила бы национальные вооруженные силы. Цель сформулирована гораздо скромнее – обеспечить Евросоюзу возможности для выполнения так называемых "Петерсбергских миссий", к числу которых относят три типа задач:

1) традиционное миротворчество

2) спасательные и гуманитарные операции

3) кризисное регулирование (включая превентивные действия по предотвращению конфликтов и "принуждение к миру").

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 году потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 50-60 тыс. человек ("корпус быстрого развертывания" в составе до 15 бригад), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра "Петерсбергских миссий" и поддержанию боеготовности по меньшей мере в течение года.

С 2000 года функционируют новые структуры ЕС – Комитет по политике и безопасности (для согласований по внешнеполитическим и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц). В 2003 начинается первая практическая операция по линии ОЕПБО в Македонии, где к ЕС переходят функции, которые с августа 2001 года под конец марта 2003 года выполнялись силами НАТО. Кроме того, в 2003 году полицейская миссия ЕС заменила полицейские силы ООН в Боснии и Герцеговине.