Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 1 - Миротворческие операции ООН

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 1
Кризис экономической системы СССР и социалистических стран
Политический кризис. Весна 1989 г
Военно-стратегический дисбаланс системы
Исчезновение СССР как одного из двух элементов системы
Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования
Конфликты на территории РФ
Новые угрозы международной безопасности
Акторы современных международных отношений
Американская концепция нового миропорядка
7 элементов глобальной стратегии США
Характерные черты и особенности становления нового миропорядка
Основные этапы эволюции СНГ
Экономическое сотрудничество в СНГ
Военно-политическое сотрудничество СНГ
Эволюция ЕС
Роль ЕС в становлении нового миропорядка
Общая европейская политика безопасности и обороны
Соотношение глобализации и регионализации в современных международных отношениях
Роль ООН в современных международных отношениях
Миротворческие операции ООН
Роль ООН в мировой политике и обеспечении международной безопасности
Исламская концепция миропорядка
Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности
Механизм ОБСЕ по урегулированию споров
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Основные производители и экспортеры энергоресурсов в мире (2004 год)
Китайская концепция нового мирового порядка
механизмы функционирования предполагаемого КНР нового мирового порядка
Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР
Принципы внешней политики Китая
Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка
Все страницы

Миротворческие операции ООН


В Африке

На протяжении многих лет усилия Организации Объединенных Наций по обеспечению мира осуществлялись в самых различных формах, включая длительную кампанию по борьбе против апартеида в Южной Африке, активную поддержку процессу перехода Намибии к независимости, ряд миссий по оказанию поддержки в проведении выборов и около 23 операций по поддержанию мира. Самые последние операции были развернуты в Либерии (2003 год), Кот-д'Ивуаре и Бурунди (2004 год), а недавно создана Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (март 2005 года).

Конечно, Организация Объединенных Наций уже действовала в Судане, стремясь урегулировать ситуацию, которую Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций назвал самым острым бедствием. Мировые гуманитарные организации, включая Организацию Объединенных Наций, неправительственные организации и систему организаций Красного Креста и Красного Полумесяца, уже отправили на места 9 тыс. работников по оказанию помощи, причем около 1 тысячи из них были набраны на международной основе. В марте 2005 года, принимая меры в связи с сообщениями о массовых нарушениях прав человека, Совет Безопасности передал вопрос о ситуации, существующей в регионе Дарфур в Судане с 1 июля 2002 года, на рассмотрение Прокурору Международного уголовного суда.

Организация Объединенных Наций предприняла также активные дипломатические усилия для восстановления мира в районе Великих озер и оказывает помощь в подготовке к проведению референдума по вопросу о будущем Западной Сахары. Что касается других стран Африки, то полевые миссии Организации Объединенных Наций продолжают свою деятельность по миростроительству в Гвинее-Бисау, Сомали, Центральноафриканской Республике и в Западноафриканском регионе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе

С 2002 года Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану работает в целях оказания содействия национальному примирению и выполнения задач, возложенных на Организацию Объединенных Наций в Боннском соглашении 2001 года, включая такие области, как права человека, верховенство права и обеспечение равенства полов, а также организации всей деятельности Организации Объединенных Наций по оказанию гуманитарной и чрезвычайной помощи, восстановлению и реконструкции в Афганистане в координации с правительством этой страны.

МООНСА осуществляет весь комплекс мероприятий Организации Объединенных Наций в Афганистане, включая деятельность 16 учреждений Организации Объединенных Наций, и работает в тесном контакте со своими партнерами в правительстве Афганистана и с национальными и международными неправительственными организациями.

После того как миротворческая миссия в Таджикистане завершила в 2000 году свою работу, было открыто отделение Организации Объединенных Наций в целях обеспечения политических рамок и руководства в отношении различных мероприятий, связанных с миростроительством. Военные наблюдатели Организации Объединенных Наций продолжали следить за линией прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир.

В Восточном Тиморе переговоры между Индией и Португалией под эгидой Организации Объединенных Наций завершились в мае 1999 года принятием соглашения, которое открыло путь к проведению всенародного опроса по вопросу о статусе этой территории. Благодаря регистрации под наблюдением Организации Объединенных Наций лиц, которые должны были принять участие в опросе, в августе 1999 года удалось провести голосование, в ходе которого 78 процентов жителей Восточного Тимора высказались за независимость, и в итоге 20 мая 2002 года было создано независимое государство Тимор-Лешти. Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ) остается в стране для оказания помощи в создании основных административных структур, включая систему отправления правосудия и правоохранительные органы, и одновременно содействует поддержанию стабильности и безопасности.

Организация Объединенных Наций помогла также правительству Папуа-Новой Гвинеи и бугенвильским сторонам достичь всеобъемлющего соглашения, охватывающего вопросы автономии, проведения референдума и утилизации оружия.

В Европе

Миротворческие силы Организации Объединенных Наций на Кипре продолжают осуществлять наблюдение за линиями прекращения огня, поддерживают порядок в буферной зоне и осуществляют уманитарную деятельность на этом расчлененном острове. Их присутствие создает благоприятные условия для дипломатических усилий Генерального секретаря и его специальных советников, направленных на стимулирование переговоров и достижение всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций настойчиво добивается урегулирования конфликта в бывшей Югославии, оказывая при этом чрезвычайную гуманитарную помощь миллионам людей. С 1992 по 1995 годы миротворцы Организации Объединенных Наций помогли восстановить мир и безопасность в Хорватии, содействовали защите гражданского населения в Боснии и Герцеговине и способствовали обеспечению того, чтобы бывшая югославская Республика Македония не была втянута в войну. После заключения в 1995 году Дейтонско-Парижских мирных соглашений четыре миссии Организации Объединенных Наций способствовали обеспечению мира в этом регионе.

В настоящее время Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) продолжает работать вместе с населением Косово в целях создания нормально функционирующего, демократического общества, располагающего значительной автономией. МООНК, созданная в 1999 году после прекращения налетов авиации НАТО и вывода югославских вооруженных сил, помогает объединить под эгидой Организации Объединенных Наций усилия Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и самой Организации Объединенных Наций.

В Абхазии, Грузия, наряду с выполнением миссией военных наблюдателей Организации Объединенных Наций своего миротворческого мандата продолжали предприниматься дипломатические усилия в целях обеспечения всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта.

На Американском континенте

Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций и ее усилия по поддержанию мира сыграли свою роль в урегулировании затяжных конфликтов в Центральной Америке. В 1989 году в Никарагуа благодаря миротворческим усилиям была обеспечена добровольная демобилизация сил движения сопротивления, участники которого сдали свое оружие Организации Объединенных Наций. В 1990 году миссия Организации Объединенных Наций наблюдала за выборами в Никарагуа — это были первые проходившие под наблюдением Организации Объединенных Наций выборы в независимой стране. В Сальвадоре мирные переговоры при посредничестве Генерального секретаря положили конец продолжавшимся 12 лет боевым действиям, и миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира обеспечила проверку осуществления всех соглашений. А в Гватемале организованные при содействии Организации Объединенных Наций переговоры остановили 35-летнюю гражданскую войну.

После отъезда из Гаити 29 февраля 2004 года президента Жана-Бертрана Аристида Совет Безопасности в ответ на просьбу временного президента Гаити санкционировал немедленное развертывание многонациональных сил для поддержания мирного и конституционного процесса в стране в безопасной и стабильной обстановке. Позднее Совет учредил миссию Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити, которая в июне 2004 года приняла на себя обязанности многонациональных сил. Миссия Организации Объединенных Наций работала над созданием условий для проведения выборов в 2005 году и передачи власти избранному президенту 7 февраля 2006 года.

На Ближнем Востоке

На протяжении почти шести десятилетий, в течение которых пять раз вспыхивали полномасштабные войны, Организация Объединенных Наций уделяет самое пристальное внимание арабо-израильскому конфликту. Организация Объединенных Наций выработала принципы установления справедливого и прочного мира, изложенные, в частности, в двух базовых резолюциях Совета Безопасности — 242 (1967) и 338 (1973),— которые остаются основой для всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций поддерживала и другие инициативы, направленные на урегулирование лежащих в основе конфликта политических проблем, и направляла в этот регион ряд миротворческих миссий. Первая группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, созданная в 1948 году, сохраняет свое присутствие в регионе и сегодня. Здесь же в 1956 году во время суэцкого кризиса были созданы первые силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. В настоящее время в регионе развернуты две миссии по поддержанию мира. Одна из них, созданная в 1974 году, контролирует зону разъединения между израильскими и сирийскими войсками на Голанских высотах. Другая, созданная в 1978 году, способствует поддержанию стабильности в южной части Ливана, а в 2000 году осуществила проверку вывода израильских сил из этого района.

На дипломатическом фронте Организация Объединенных Наций как член «четверки», в которую входят Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты, Европейский союз и Российская Федерация, принимает активное участие в усилиях, направленных на достижение решения путем переговоров. В 2003 году обе стороны приняли «дорожную карту», которая была представлена «четверкой» и которая может привести к окончательному решению о существовании двух государств, но она еще не выполнена. Между тем Организация Объединенных Наций с помощью мер, принимаемых Советом Безопасности и другими органами, а также Генеральным секретарем и его Специальным координатором по ближневосточному мирному процессу, продолжает содействовать мирному урегулированию ситуации.

В Ираке после наиболее активного этапа войны в этом регионе Совет Безопасности 14 августа 2003 года учредил Миссию Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ). Ее цель заключалась в координации гуманитарной помощи и помощи в деле восстановления, а также в оказании содействия политическим процессам, направленным на формирование международно признанного суверенного правительства Ирака. Через несколько дней, 19 августа, штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Багдаде подверглась террористическому нападению, в результате которого 22 человека погибли, в том числе и глава миссии Сержиу Виейра ди Меллу, а более 150 человек получили ранения.

После этого нападения Генеральный секретарь вывел большую часть международного персонала Организации Объединенных Наций, размещенного в Багдаде, оставив там лишь небольшую группу для оказания самой необходимой гуманитарной помощи. Тем не менее Организация Объединенных Наций продолжает оказывать помощь как в самом Ираке, так и из-за границы, включая поставки продовольствия, водоснабжение и медикосанитарное обслуживание на всей территории страны, используя при этом главным образом своих сотрудников из числа иракских граждан.

Окончание оккупации и официальное восстановление суверенитета Ирака 28 июня 2004 года ознаменовало новый этап в переходном процессе в Ираке, который привел к проведению прямых выборов 30 января 2005 года. При поддержке МООНСИ, Специального представителя Генерального секретаря и Отдела Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в проведении выборов и несмотря на постоянную угрозу насилия, жители Ирака начали осуществлять свои политические права. Сформированная в результате этого процесса Переходная национальная ассамблея подготовит проект постоянной конституции, который будет представлен народу в ходе общенационального референдума позднее в этом году.

Одна из центральных задач Организации Объединенных Наций заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70 процентов деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.

Организация Объединенных Наций обладает уникальными преимуществами в деле содействия развитию. Сфера ее деятельности охватывает весь мир, а ее всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация Объединенных Наций не представляет чьи-либо узкие национальные или коммерческие интересы. В выработке важнейших стратегических решений участвуют все страны — и богатые, и бедные.