Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 1 - Механизм ОБСЕ по урегулированию споров

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 1
Кризис экономической системы СССР и социалистических стран
Политический кризис. Весна 1989 г
Военно-стратегический дисбаланс системы
Исчезновение СССР как одного из двух элементов системы
Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования
Конфликты на территории РФ
Новые угрозы международной безопасности
Акторы современных международных отношений
Американская концепция нового миропорядка
7 элементов глобальной стратегии США
Характерные черты и особенности становления нового миропорядка
Основные этапы эволюции СНГ
Экономическое сотрудничество в СНГ
Военно-политическое сотрудничество СНГ
Эволюция ЕС
Роль ЕС в становлении нового миропорядка
Общая европейская политика безопасности и обороны
Соотношение глобализации и регионализации в современных международных отношениях
Роль ООН в современных международных отношениях
Миротворческие операции ООН
Роль ООН в мировой политике и обеспечении международной безопасности
Исламская концепция миропорядка
Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности
Механизм ОБСЕ по урегулированию споров
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Основные производители и экспортеры энергоресурсов в мире (2004 год)
Китайская концепция нового мирового порядка
механизмы функционирования предполагаемого КНР нового мирового порядка
Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР
Принципы внешней политики Китая
Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка
Все страницы

Механизм ОБСЕ по урегулированию споров


Начиная с 1991 г. ОБСЕ активно использует институт миссий. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи, цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента урегулирования. Мандаты каждой миссии, в том числе продолжительность, цели и методы деятельности, вырабатываются с учетом конкретной ситуации в районе их расположения.

В настоящее время действуют миссии в следующих государствах: Албания; Босния и Герцеговина; Хорватия; Югославия; Беларусь; Грузия; Косово; бывшая Югославская Республика Македония; Молдова; Таджикистан. Миссии по поддержке санкций начали свою работу в 1992- 1993 годах. В их функции входило содействие осуществлению санкций, введенных против Сербии и Черногории. В 1996, после заключения Дейтонских соглашений и принятия СБ ООН резолюции о приостановлении действия санкций, состав Миссий был значительно сокращен. Однако на случай возможного возобновления санкций срок действия их мандата продлен.

Изначально ОБСЕ рассматривалась как основа новой архитектуры европейской безопасности, как организация, уже накопившая определенный опыт по четырем направлениям деятельности: раннее предупреждение кризисных ситуаций, превентивные действия с целью не допустить трансформации кризисных ситуаций в конфликты, урегулирование кризисов, постконфликтная реабилитация. Решения принимаются на базе консенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы.

Вместе с тем, ряд независимых экспертов, в том числе из европейских структур, считает, что организация не обладает достаточными финансовыми, институциональными и организационными возможностями для предоставления ее участникам надежных гарантий безопасности против угроз всех типов.

В частности, зоне действия ОБСЕ недостает условий для формирования эффективного сообщества безопасности. Она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от западно-европейских и северо-американских обществ до нестабильного Кавказа и Центральной Азии. В этой зоне отсутствуют общие ценности, многосторонние, интенсивные контакты, чего требует сообщество безопасности. И очевидно, что в ближайшем будущем в этом плане ничего не изменится.

В целом недовольство действиями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и недоверие к ее практической деятельности в зоне конфликтов вызваны следующими 3 основными обстоятельствами:

1) расхождения в понимании роли ОБСЕ в новой системе европейской безопасности государствами, принимавшими активное участие, например, в урегулировании конфликта в Косово (прежде всего, США, Россия, государства Западной и Восточной Европы);

2) отсутствие у ОБСЕ самостоятельного эффективного силового компонента для разрешения конфликтных ситуаций либо отработанного механизма использования военных структур других организаций, отвечающих за безопасность (НАТО, ООН, ЕС). Выяснилось, что НАТО и ЕС опережают ОБСЕ в военном и экономическом содействии по вопросам безопасности;

3) ограниченная мобильность структур ОБСЕ в ситуациях, требующих быстрого принятия решений (в частности, из-за процедуры принятия решения путем консенсуса, которая, безусловно, важна для учета интересов всех государств-членов ОБСЕ).

Таким образом, несмотря на наличие значительного потенциала по урегулированию конфликтов путем политических решений, ОБСЕ не смогла показать достаточную эффективность в качестве самостоятельного института обеспечения европейской безопасности. Более того, Балканский кризис продемонстрировал, что опасения о превращении ОБСЕ в организацию, лоббирующую интересы США в Европе, не беспочвенны. Запад, в принципе, особо не скрывал свое скептическое отношение к возможностям ОБСЕ (без поддержки НАТО). Поэтому, многие считают, что ОБСЕ - это политически удобный камуфляж НАТО.

В целом сегодня ОБСЕ несколько самоотстранилась от всеобщей деятельности цивилизованного сообщества по обеспечению глобальной и региональной безопасности, как и по борьбе с международным терроризмом. В мероприятиях по урегулированию ситуации в Афганистане и Ираке ОБСЕ участвует крайне вяло.

Также отсутствуют действенные практические мероприятия по противодействию терроризму в прилегающих государствах, включая страны СНГ в Центральной Азии.

Еще одной линией разногласий среди стран-участниц ОБСЕ стало то, что на нынешнем этапе деятельности ОБСЕ наблюдается все большее смещение акцента в сторону гуманитарного направления.

Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, Владимир Путин подверг жесткой критике нынешнюю деятельность ОБСЕ.

«…ОБСЕ была создана, чтобы рассматривать все аспекты безопасности: военно-политические, экономические, гуманитарные, причем в их взаимосвязи.

Сегодня мы видим на практике, что этот баланс явно нарушен. ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу «скроили» и бюрократический аппарат ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями. «Скроили» под эту задачу процедуры принятия решений и использования так называемых «неправительственных организаций». Формально, да, независимых, но целенаправленно финансируемых, а значит – подконтрольных.

Согласно основополагающим документам, в гуманитарной сфере ОБСЕ призвана оказывать странам-членам, по их просьбе, содействие в соблюдении международных норм в области прав человека. Это важная задача. Мы ее поддерживаем. Но вовсе это не означает вмешательство во внутренние дела других стран, тем более, – навязывания этим государствам того, как они должны жить и развиваться.

Очевидно, что такое вмешательство отнюдь не способствует вызреванию подлинно демократических государств. И наоборот, делает их зависимыми, и как следствие – нестабильными в политическом и экономическом плане.

Мы рассчитываем на то, что ОБСЕ будет руководствоваться своими непосредственными задачами и выстраивать отношения с суверенными государствами на основе уважения, доверия и транспарентности».



 

отель с почасовой оплатой Санкт-Петербург