Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 1 - Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 1
Кризис экономической системы СССР и социалистических стран
Политический кризис. Весна 1989 г
Военно-стратегический дисбаланс системы
Исчезновение СССР как одного из двух элементов системы
Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования
Конфликты на территории РФ
Новые угрозы международной безопасности
Акторы современных международных отношений
Американская концепция нового миропорядка
7 элементов глобальной стратегии США
Характерные черты и особенности становления нового миропорядка
Основные этапы эволюции СНГ
Экономическое сотрудничество в СНГ
Военно-политическое сотрудничество СНГ
Эволюция ЕС
Роль ЕС в становлении нового миропорядка
Общая европейская политика безопасности и обороны
Соотношение глобализации и регионализации в современных международных отношениях
Роль ООН в современных международных отношениях
Миротворческие операции ООН
Роль ООН в мировой политике и обеспечении международной безопасности
Исламская концепция миропорядка
Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности
Механизм ОБСЕ по урегулированию споров
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Энергетическая безопасность и ее роль в СМО
Основные производители и экспортеры энергоресурсов в мире (2004 год)
Китайская концепция нового мирового порядка
механизмы функционирования предполагаемого КНР нового мирового порядка
Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР
Принципы внешней политики Китая
Глобальные проблемы современности и их влияние на становление нового мирового порядка
Все страницы

Четыре географических направления, которые обусловлены национальными интересами КНР


1) центрально-азиатское. После распада СССР на этом участке образовался вакуум силы, который в совокупности с неопределенностью политических лидеров республик в выборе программ развития позволил активизировать внутри стран ЦА свою деятельность многим развитым странам. Тактика Пекина не направлена на открытую экспансию или давление на центрально-азиатские республики. И если Россия уже основала в Таджикистане и Кыргызстане военные базы, США преуспела в Кыргызстане, то Пекин не торопит события. Китай считает, что выгоднее и дальновиднее проводить политику экономического, торгового, промышленного сотрудничества с центрально-азиатскими республиками, в котором условия будут диктоваться Пекином. И в этом плане у Китая уже есть багаж «скромных успехов» в Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане в виде заключения всевозможных межгосударственных соглашений в области торговли, промышленности, нефте- и газопроводов и др.

В настоящее время Китай выходит на ведущие позиции в процессе наступления на нефтяные и газовые месторождения в Центральной Азии и в регионе Каспийского моря. Возросшая потребность в энергоносителях, проявившаяся в процессе высокого экономического роста вынуждает Пекин активизировать свою деятельность во всех наиболее выгодных направлениях, в том числе и центрально-азиатском.

У Пекина есть и такой стратегический рычаг давления на сопредельные страны, как трансграничные реки. Республики региона заинтересованы в росте влияния Китая по отношению к ним, так как это создает для них еще одну возможность маневрирования между США и Россией, которые наравне с Китаем и составляют на настоящее время тройку государств, чьи интересы за доминирование в регионе постоянно пересекаются.

2) Следующее направление внешней политики Пекина - это взаимоотношение с Дели. Здесь стоит отметить, что Индия является страной, по многим параметрам совпадающей с Китаем. Здесь и обладание ядерным оружием, и значительное количество населения и развитые отрасли промышленности, и наличие общих интересов по многим вопросам. Единственная проблема, которая существует в настоящее время между этими двумя странами - наличие спорных приграничных территорий. Вполне вероятно, что переговоры между Пекином и Дели по трансграничным вопросам перейдут в рациональное русло и закончатся мирным урегулированием всех вопросов путем обмена территорий.

3) Наиболее приоритетным для Пекина является северо-восточное направление, это зона жизненно важных интересов Китая. В Северо-восточной Азии сплетены национальные интересы многих стран, включая Китай, США и Японию. И в этом случае одна из задач Пекина - ослабление, а в последствии и разрушение партнерства этих стран. Пекин понимает, что необходимо закреплять те позиции, которые он завоевал в прошлом столетии во время Северо-корейского кризиса. Авторитет Пекина позволил избежать превентивных ударов в отношении Северной Кореи во время обострении ситуации на полуострове. При этом Пекину не только удалось в период ядерного кризиса профессионально провести переговоры, но и не допустить санкций со стороны международных организаций в отношении Пхеньяна. Китай заинтересован в закреплении и расширении своего влияния. И в этом направлении ему крайне необходимо занять лидирующую позицию в процессе объединения Кореи. При благополучном исходе дела Пекин получает неоспоримое преимущество в регионе. С другой стороны объединение Кореи не только станет политическим успехом Пекина, но и поспособствует появлению в регионе нового геополитического игрока, способного противостоять Японии. Тем самым Китай достигает трех целей:

- закрепляет за собой лидирующую позицию в регионе;

- создает условия для ограничения внешнеполитического влияния Японии в регионе;

- формирует предпосылки для распада военно-политического блока Вашингтон-Токио.

Не исключено, что основной целью для Пекина будет являться не только ослабление вышеназванного блока, но и вытеснение из региона США.

4) Четвертое направление - внутриполитическое дело КНР. Вопрос о присоединении исторически единых территориальных единиц - Гонконга, Сингапура и Тайваня - уже длительное время обсуждается не только в Азиатско-тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Это и понятно, так как при достижении своей цели Пекин получает несколько возможностей в реализации своих планов. Если происходит слияние, то Пекин не только начинает становиться финансовым и экономическим лидером в регионе, но и геополитически начинает доминировать над всеми государствами АТР. Фактически Пекину становятся подконтрольными морское и воздушное пространство в Восточно-Китайском море. А там недалеко и дойти до контроля над одной из частей Тихого океана, что, конечно же, вряд ли обрадует США и Японию.

5) Китай в силу успешного экономического развития превратился в мощного конкурента для США, ЕС, Японии, то есть он стал мощным конкурентом коллективному Западу. В качестве ответа на консолидацию Запада Китай налаживает интеграционные процессы в Азии. Китай + АСЕАН + Япония + Корея – это гигантская группировка. Происходит очевидная борьба за энергоресурсы – Китай инвестирует большие средства в Африку и Латинскую Америку. Увеличение спроса Китая на нефть является одной из причин роста мировых цен на нефть. Китай заинтересован в создании гарантированных условий для доставки нефти – с этой целью развивает ВМФ (поскольку доставка по морю).

Оценка китайским руководством современного международного положения:

? многополярность мира – наличие нескольких крупных государств, определяющих основные тенденции развития МО. Современная международная обстановка определяется отношениями между этими государствами, условий для возникновения новой мировой войны нет, относительная стабильность. При этом, безусловно, региональные конфликты существуют.

? экономический момент – китайцы подчеркивают, что с каждым днем обостряется международная экономическая конкуренция, расширяется разрыв между севером и югом. Китай при этом рассматривается как крупнейшее развивающееся государство юга. Существуют объективные причины для обострения отношений между севером и югом.

? Мир и развитие взаимосвязаны – мир неотделим от развития. Политика гегемонизма, силы (т.е. политика США) является главным препятствием на пути укрепления мира и развития. Мир делится на бедные и богатые страны (развитые и развивающиеся), между которыми могут возникать конфликты, если богатые не будут содействовать развитию бедных. Китай относит себя к бедной части, но Пекин не хочет брать на себя миссию лидерства в борьбе бедных против богатых, не хочет быть лидером в борьбе с США, старается избегать этой конфронтации.

Многополярность, по мнению Китая, - баланс всех против всех, не на основе неких демократических принципов международного права, не на основе идеи, а на основе Концерта великих держав. Китай должен самостоятельно действовать в международных отношениях, исходя из собственных интересов. Однако Китай еще пока недостаточно силен, армия слабая, соответственно пока надо держаться в стороне от современных международных и локальных конфликтов.

Основные проблемы международных отношений должны решаться на основе принципов Устава ООН в ООН. Под безопасностью Китай понимает взаимное доверие, взаимную выгоду, равноправие и сотрудничество.



 

Технология установки септика из емкости под гсм atseptik.ru