Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 2 - АСЕАН

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 2
Основные глобальные проблемы
тва.
Эволюция НАТО
Задачи НАТО
Основные области сотрудничества России и НАТО
Роль НАТО в укреплении европейской и международной безопасности
Отношения Россия-НАТО
ЕС
НАФТА
МЕРКОСУР
АСЕАН
Значение российско-китайских отношений для региональной и международной безопасности
Основные проблемы обеспечения безопасности в Африке
Вооруженные конфликты на африканском континенте
Основные направления деятельности АСЕАН
Отношения России с АСЕАН
Страны Латинской Америки в современных международных отношениях
Основные объединения в Латинской Америке
ШОС
Роль ШОС в укреплении безопасности в Азии
Характеристика отношений США с Европейскими государствами
Проблемы укрепления безопасности в АТР
Ситуация в Тайваньском проливе
Проблемы укрепления безопасности в АТР в условиях формирования современных международных отношений
Все страницы

АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее к ней присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Заявку на получение статуса наблюдателя в 2002 году также подал Восточный Тимор.

В Бангкокской декларации об учреждении АСЕАН ее уставными целями определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в ЮВА. Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат:

Декларация согласия АСЕАН 1976 года,

Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года,

Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года – Россия и Южная Корея, в июле 2005 года – Новая Зеландия и Монголия и Австралия.

В конце 2004 года принято решение о разработке Устава АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН являются ежегодные встречи глав государств и правительств.

Руководящий и координирующий механизм – ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Постоянный комитет (ПК) под председательством мининдел страны – устроительницы очередного СМИД, которые сменяются в алфавитном порядке.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов, ежегодно проводится свыше 300 мероприятий, включая встречи министров экономики и торговли, руководителей правоохранительных органов и т.д.

Главным документом, обозначившим основные политические и экономические ориентиры «десятки» на обозримую перспективу, является принятая на 5-м саммите в 1997 году программа «АСЕАН – видение в 2020 году: партнерство в динамичном развитии».

В 2003 году лидерами группировки одобрена концепция сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание к 2020 году в рамках Ассоциации сообщества безопасности, экономического сообщества и социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена 6-летняя Вьентьянская программа действий (ВПД), принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 года Этот документ фиксирует в качестве приоритетных направлений деятельности «десятки» достижение более высокой степени интеграции и параллельное сокращение разрыва в уровнях развития между ее старыми и новыми членами. Для решения этой двуединой задачи в 2000 году была запущена Инициатива интеграции АСЕАН (ИАИ).

В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в субрегионе ЮВА на базе вступившего в силу с 1 января 2002 года Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО).

Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 году и вступил в силу в 1997 году. Страны АСЕАН добиваются его признания ядерными державами и в настоящее время ведут консультации с «пятеркой», включая Россию, по доработке текста протокола об их присоединении к договору.

В 70-е г года зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС и ПРООН. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.

Диалоговое взаимодействие осуществляется с помощью специальных механизмов, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества (СКС). Основные направления сотрудничества определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к СМИД Ассоциации в рамках т.н. постминистерских конференций (ПМК) в форматах 10+10 и 10+1.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, Южная Корея) в формате 10+3, который был формализован в 2000 году. С 2002 года проводятся отдельные саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2004 года во Вьентьяне на разовой основе был организован саммит АСЕАН–Австралия и Новая Зеландия по случаю 30-летия установления между ними диалоговых отношений.

На Вьентьянской встрече лидеры «десятки» выступили с инициативой о проведении первой встречи в верхах Россия–АСЕАН в декабре 2005 года в Малайзии в увязке с очередным саммитом Ассоциации.