Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 2 - Роль ШОС в укреплении безопасности в Азии

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 2
Основные глобальные проблемы
тва.
Эволюция НАТО
Задачи НАТО
Основные области сотрудничества России и НАТО
Роль НАТО в укреплении европейской и международной безопасности
Отношения Россия-НАТО
ЕС
НАФТА
МЕРКОСУР
АСЕАН
Значение российско-китайских отношений для региональной и международной безопасности
Основные проблемы обеспечения безопасности в Африке
Вооруженные конфликты на африканском континенте
Основные направления деятельности АСЕАН
Отношения России с АСЕАН
Страны Латинской Америки в современных международных отношениях
Основные объединения в Латинской Америке
ШОС
Роль ШОС в укреплении безопасности в Азии
Характеристика отношений США с Европейскими государствами
Проблемы укрепления безопасности в АТР
Ситуация в Тайваньском проливе
Проблемы укрепления безопасности в АТР в условиях формирования современных международных отношений
Все страницы

Роль ШОС в укреплении безопасности в Азии

Изначально сформировавшись для решения пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, «Шанхайская пятерка» – Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан – выросла в весьма динамичную и влиятельную международную организацию. С 2001 г. ее членом является Узбекистан, статус наблюдателя имеют Монголия, Индия, Пакистан, Иран, а интерес к деятельности ШОС так или иначе проявляют Шри-Ланка, Япония, а также Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), США и Европейский союз (ЕС).

В Азии к наиболее важным проблемам, влияющим на безопасность, относятся:

? экспорт и распространение экстремистских идеологий;

? угроза, обусловленная транспортировкой наркотиков и организованной преступностью;

? охрана границ и защита территорий проживания национальных меньшинств;

? пользование общими водными ресурсами;

? проблемы региональной торговли.

Роль ШОС в борьбе с «тремя силами зла» (терроризм, сепаратизм, экстремизм)

За десять лет с момента образования шанхайской пятерки и пять шанхайской организации в области безопасности удалось достичь следующего:

- согласованы пограничные проблемы, заключено «Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границ (1996г.), которое известно как «Шанхайская Декларация» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы», подписанное на второй встрече Шанхайской пятерки в Москве (1997г.);

- в структуре ШОС созданы следующие структуры для координации усилий в сфере безопасности и развития: Совещание руководителей правоохранительных органов, пограничных ведомств, министров обороны, министров иностранных дел, министров по чрезвычайным ситуациям;

- подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001г.);

- создана и приступила к работе Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС с исполнительным комитетом в г. Ташкент (Узбекистан). В РАТС ШОС создан механизм совещаний секретарей Советов безопасности государств членов;

- создана контактная группа «ШОС – Афганистан» являющейся еще одним важным историческим шагом по поддержанию мира и стабильности в регионе»;

- также по вопросам безопасности и развития налажены контакты с такими международными структурами как: ПРООН, с СБ ООН и с комитетом ООН по борьбе с терроризмом, ОБСЕ, Антитеррористическим центром (АТЦ) СНГ;

- подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества создала комплекс механизмов и договоренностей, способных к регулированию процессов безопасности в регионе.

Региональная антитеррористическая структура поставила основными своими задачами «сбор и анализ информации, предоставляемой государствами-членами, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, создание банка данных антитеррористической структуры, разработку предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества» в этой сфере. За время деятельности структуры, и при ее информации было предотвращено 250 терактов на территории шести стран. Также ведется работа по созданию «Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС». Региональная Антитеррористическая структура ШОС на Совете в апреле 2006 представила список из 15 террористических организаций, а также утвердила список самих террористов — 400 фамилий.

Шанхайская организация сотрудничества с момента образования уделила пристальное внимание военным учениям, понимая, что в современном мире борьба с терроризмом предполагает не только взаимную информированность спецслужб, но и силовое воздействие. «Международный терроризм уже способен брать на вооружение такие методы и принимать такие масштабы, что эффективно парировать его угрозы и акции бывает крайне сложно без адекватного подключения военных потенциалов».

Борьба ШОС с наркотрафиком и другими проблемами безопасности.

Приграничный Афганистан представляет угрозу вследствие международного терроризма, а также тем, что является главным производителем и транспортером наркотиков в мире. При всех заявлениях о борьбе с наркотиками движения Талибан и американских сил в Афганистане, явных улучшений в борьбе с производством и оборотом наркотиков не видится. В 2004 г. посевные площади под маком в Афганистане достигли 131 тыс. га. (по сравнению с 80 тыс. га. в 2003 году). В 2004 году на долю Афганистана приходилось 87% мирового производства сырья. Производство готовой продукции также увеличивается. Если в 2002 г. Афганистан произвел 3,400 тонн наркотиков, то в 2004 г уже более чем 5,500 тонн. По оценкам ЮНОДС, в 2004 г. в Афганистане было сосредоточено 16 % мирового производства героина. Ежегодный оборот афганских наркотиков оценивается в $30 млрд. в год.

Распространение и наркотический трафик через центрально - азиатский регион наряду с терроризмом являются приоритетом деятельности Шанхайской организации сотрудничества, «так как наркотики служат одним из источников финансирования терроризма».

В 2002 году ШОС признала полезным создание антинаркотической системы – поясов безопасности по периметру границ Афганистана.

На Ташкентском совете глав – государств членов ШОС в 2004 году было принято решение о создании Координационного совета Афганистан – ШОС для осуществления усилий по контролю границы и борьбы с наркотрафиком. В рамках этого сотрудничества усилилась работа над созданием антинаркотического пояса на границах с Афганистаном.

Помимо антинаркотического пояса на границах с Афганистаном, на Ташкентском саммите в 2004 г. было подписано «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Учитывая важность пресечения наркотрафика из Афганистана через страны Центральной Азии и Россию в Европу, представляется возможным включение ОБСЕ в борьбу с наркотрафиком в рамках отдельного Совета ШОС – ОБСЕ.

Возможно привлечение ШОС к таким мероприятиях, как международная операция «Канал» проводившаяся в 2005 году государствами членами ОДКБ, это привлекло бы активное участие Узбекистана и Китая, важнейших стран региона для решения проблем наркотиков.

Помимо борьбы с «тремя угрозами» и наркобизнесом одними из направлений сотрудничества в ШОС являются также «борьба с незаконным оборотом оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; координация усилий по вопросам разоружения и контроля над вооружениями.

На последнем совещании министров обороны стран ШОС, также было отмечено острое проявление новых вызовов и угроз, среди которых кроме трех зол, также присутствуют «распространение оружия массового уничтожения, транснациональная преступность, ухудшение экологии, эпидемии, которым необходимо противостоять на основе расширения регионального и всестороннего международного сотрудничества».

Вступление в организацию в качестве наблюдателей Индии, Пакистана и Ирана, рано или поздно поставит перед организацией необходимость включения вопросов о сотрудничестве в области ядерной безопасности.

ШОС также декларирует свою приверженность укреплению стратегической стабильности, международных режимов в области нераспространения оружия массового уничтожения. Бывший Исполнительный секретарь Чжан Дэгуан перед саммитом в Шанхае также отметил, что «в рамках стран ШОС создан механизм по борьбе с распространением ядерного оружия и оружия массового уничтожения, но пока «организация» не имеет юридических документов по этому вопросу».