Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 2 - Отношения Россия-НАТО

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 2
Основные глобальные проблемы
тва.
Эволюция НАТО
Задачи НАТО
Основные области сотрудничества России и НАТО
Роль НАТО в укреплении европейской и международной безопасности
Отношения Россия-НАТО
ЕС
НАФТА
МЕРКОСУР
АСЕАН
Значение российско-китайских отношений для региональной и международной безопасности
Основные проблемы обеспечения безопасности в Африке
Вооруженные конфликты на африканском континенте
Основные направления деятельности АСЕАН
Отношения России с АСЕАН
Страны Латинской Америки в современных международных отношениях
Основные объединения в Латинской Америке
ШОС
Роль ШОС в укреплении безопасности в Азии
Характеристика отношений США с Европейскими государствами
Проблемы укрепления безопасности в АТР
Ситуация в Тайваньском проливе
Проблемы укрепления безопасности в АТР в условиях формирования современных международных отношений
Все страницы

Отношения Россия-НАТО

С момента подписания Североатлантического договора 4 апреля 1949 г. и до конца 80-х гг. отношения Росси и НАТО развивались в контексте межблокового противостояния “Восток-Запад”.

С окончанием “холодной войны” начинается процесс постепенного перехода от конфронтации к конструктивному сотрудничеству c НАТО. В 1992 г. Россия вошла в состав Совета североатлантического сотрудничества (с 30 мая 1997 г. – Совета евроатлантического партнерства - СЕАП). 22 июня 1994 г. Россия присоединилась к программе “Партнерство ради мира” (ПРМ).

Правовой основой отношений между Россией и НАТО стал “Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности” (подписан в Париже 27 мая 1997 г.), в котором, в частности, зафиксированы политические гарантии военной сдержанности, намерение развивать долговременное партнерство и добиваться укрепления стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе на основе общих интересов, взаимности и транспарентности.

Создание в соответствии с Основополагающим Актом Совместного постоянного совета Россия-НАТО (СПС) – своего рода “пробного механизма” взаимодействия – способствовало преодолению остатков прежней конфронтации, укреплению взаимного доверия и сближению позиций, открыло возможности для разработки программы практического сотрудничества в области безопасности и обороны.

После периода охлаждения взаимоотношений с НАТО, вызванного несанкционированным применением в 1999 г. альянсом военной силы на территории бывшей Югославии, с конца 2001 г. началось постепенное размораживание связей, что было в решающей степени обусловлено процессами внутренней трансформации альянса с учетом уроков терактов 11 сентября в США.

В Москве открылись Информационное бюро НАТО (февраль 2001 г.) и Военная миссия связи НАТО (май 2002 г.). В 2001 г. Генсекретарь НАТО Дж.Робертсон дважды посещал Москву с рабочими визитами (февраль и ноябрь).

Качественно новый этап в развитии взаимоотношений открыла встреча на высшем уровне России и государств-членов НАТО в Риме 28 мая 2002 г. В соответствии с подписанной в ходе саммита Римской декларацией “Отношения Россия-НАТО: Новое Качество” был создан заменивший СПС Совет Россия-НАТО (СРН) - принципиально новый механизм для постоянных политических консультаций, выработки и принятия совместных решений и осуществления действий России и стран-членов альянса как равных партнеров в определенных в Римской декларации областях, представляющих общий интерес.

Основные принципы взаимодействия России и стран-членов НАТО в СРН - работа в национальном качестве (т.е. без предварительных внутриблоковых согласований), принятие решений на основе консенсуса, безусловное соблюдение членами СРН своих обязательств по международному праву, включая Устав ООН, положения и принципы хельсинкского Заключительного акта 1975 г. и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 г.

Создан формат работы Совета – от заседаний на высшем уровне, а также созываемых дважды в год на уровне мининдел и минобороны и не реже одного раза в месяц заседаний послов, до действующих на регулярной основе рабочих и экспертных групп по ряду конкретных направлений.