Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 3

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 3
Возможности урегулирования палестино-израильского конфликта
Арабо-израильские войны
Кэмп-Дэвидский процесс
Корейская проблема в современных условиях
Международные аспекты корейского урегулирования
Ислам и международный терроризм
Ислам и международный терроризм
Проблема разоружения в СМО
Современное состояние ближневосточного кризиса
Современное состояния палестино-израильских отноше­ний
Проблемы обеспечения безопасности в Южной Азии
Тигры освобождения Тамил Илама (Шри-Ланка)
Положение в Непале
Иракский кризис и его последствия для международной и региональной безопасности
Последствия иракской компании
Роль геополитики в становлении современных международных отношений
Афганский конфликт
Международная реакция на ввод советских войск в Афганистан
Военные операции в Афганистане США и Вели­кобритании
Афганский конфликт и его последствия для международной безопасности
Природа современных международных конфликтов
Иранская ядерная программа
Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия
Причины возникновения балканского кризиса и перспективы его урегулирования
Косовский кризис
Все страницы

Роль международных организаций в СМО

Международные организации (м.о) создаются государствами на постоянной основе для реализации общих целей согласно уставным документам. Через участие в м.о государства стремятся воздействовать на международные процессы, реализовывать свои собственные цели, повышать свой международный престиж. М.о – это удобная форма для взаимодействия, информирования партнеров о своих намерениях, согласования интересов с другими странами. М.о стимулируют поиск и достижение консенсусных решений по самым сложным вопросам мировой политики, повышая при этом вес каждого, даже самого «рядового» участника. Без ООН и других м.о голос такого участника не был бы даже услышан.

К началу 21 века насчитывалось свыше 6 тысяч м.о, центральное место среди которых занимает ООН.

Роль той или иной м.о определяется ее спецификой. В основном м.о призваны решать политические, экономические, военные, социальные вопросы. Надо помнить, что м.о не являются сверхнациональными образованиями, «поглощающими» суверенные права государства и диктующими им правила и нормы поведения на мировой арене. Их функционирование не связано с каким-то ущемлением суверенитета государств. Задача м.о – гармонизировать интересы государств и координировать их усилия в решении острых проблем. Одновременно м.о являются источником развития международного права через создание правовых норм и процедур взаимодействия на мировой арене. Документы, принимаемые м.о , служат некими ориентирами для государств в выработке собственной политики.

Сегодня м.о сталкиваются с тем, что происходящие в мире изменения требуют изменений и в самих организациях. Некоторые ставят вопрос о том, насколько адекватно м.о, созданные в период холодной войны и действующие на основе приятых в то время документов, могут реагировать на новую ситуацию в мире. Конечно, им удалось предотвратить третью мировую войну, но смогут ли они справиться с новыми глобальными вызовами, находясь в том состоянии, в котором они сейчас.

В частности, встает вопрос о реформировании ООН. Экономические успехи таких стран как Германия и Япония подразумевают изменение их статуса в организации. Однако их включение в число постоянных членов СБ порождает проблему, связанную с усилением Европейского континента в мировой политике. При этом такие регионы, как Африка и Лат.Америка, где находятся множество стран не представлены в качестве поятоян. Членов СБ.

Существует также и проблема неоднородности членов м.о. Одни государства обладают большими политическими или финансовыми возможностями, другие – меньшими. Отчасти она решается путем создания коалиций государств для усиления своего влияния.

В целом, роль м.о очень велика. Хотя можно сказать, что чем моложе организация, тем эффективнее ее работа, т.к. постепенно бюрократический аппарат той или иной организации увеличивается, процедура принятия решений усложняется, в результате организация медленно реагирует на изменения политической обстановки и т.д.

С точки зрения школы политического реализма международные организации полезны и влиятельны лишь в той мере, в какой это соответствует интересам государств-членов. То есть международные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены и не способны дать какой-то самостоятельный импульс, выходящий за пределы внешней политики этих государств.

Сторонники школы транснационализма считают, что современные МПО превзойдут государства по степени влияния на МО. Они подчеркивают, что в результате деятельности МПО возникает новое качество, не сводимое к сумме внешнеполитических импульсов государств-членов. Уже сейчас ВТО, МВФ, Лондонский и парижский клуб кредиторов играют более важную роль, чем некоторые государства.

Наиболее сбалансированная точка зрения у либерального институционализма, который видит в МПО не столько отражение, сколько продолжение интересов государств. Под влиянием изменений МО трансформируются национально-государственные интересы, государствам требуется координация деятельности, интересов, иногда помощь со стороны коллективных структур МО.

Остановимся на некоторых аспектах работы таких организаций, как ШОС, АРФ, ОБСЕ и др., на том, какой вклад они вносят в международные отношения.

ШОС – весьма молодая организация ( создана в 2001, Китай, Россия, Казах.,Киргизия,Тадж.,Узбекистан, многие хотят. ШОС – наблюдатель в ООН, ЕС, АСЕАН), являющаяся наглядным примером эффективности работы м.о. Ее задачи– укрепление взаимного доверия и дружбы, сотрудничество стран региона, совместные усилия по поддержанию мира и стабильности и др. Несмотря на то, что уровень развития стран-участников очень разный, организации удается выработать единые позиции по многим вопросам. Трудно переоценить значение ШОС в борьбе с транснациональным терроризмом и наркобизнесом. В рамках организации создана РАТС – региональная антитеррористическая структура. Она координирует и направляет действия всех членов организации в области безопасности. Была разработана Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в которой государства ставят конкретные задачи – обмен разведывательной информацией, разработка программ упреждающих действий, проведение совместных операций и т.д. В данной конвенции дается определение терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Важно, что в рамках ШОС большое внимание уделяется экологическим проблемам (Китай – один из крупнейших «загрязнителей» планеты). Проводятся ежегодные саммиты лидеров стран.

На сегодняшний день ШОС- эффективный инструмент решения многих региональных проблем.

Асеановский региональный форум (1994 г.)– единственная на сегодняшний день межправит. структура в АТР, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение комплекса вопросов, связанных с укреплением безопасности и стабильности в регионе. Огромное значение Форум внес в изучение темы превен­тивной дипломатии, которая благодаря работе АРФ начала приобретать все большее общерегио­нальное звучание и практическую направленность. В рамках АРФ разрабатываются и принимаются важнейшие для безопасности региона документы, такие как, например, соглашение о провозглашении Юго-Восточной Азии безъядерной зоной. В документах Форума излагаются некоторые общие положения, которые надо учитывать при налаживании регионального механизма превентив­ной дипломатии. Среди них, в частности, необходимость разработ­ки с учетом принципов Устава ООН набора руководящих принципов по мирному разрешению споров, а также путей и спо­собов предотвращения конфликтов; назначение Специальных представителей для организации миссий по поиску и изучению фактов в соответствии с обращением вовлеченных сторон; создание регионального центра снижения рисков и т.д.

Организация американских государств (1948 год, 35 государств) – оказывает практическое содействие в укреплении демократии и обеспечении прав человека странам континента, в частности путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. Одним из примеров такой деятельности является создание в 1993 г. Объединенной миссии ООН и ОАГ – Межд. гражданской миссии в Гаити, которая продолжает следить за соблюдением прав человека и предоставлять техническую помощь в создании государственных структур. Большой вклад ОАГ вносит в дело борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия. Созданы комитеты, призванные координировать сотрудничество государств Западного полушария по вопросам незаконного оборота наркотиков.

ОБСЕ –начала свою деятельность в 1972 в качестве многостороннего форума для диалога и переговоров (сейчас 55 государств ). Эволюция СБСЕ прошла несколько этапов, структура организации расширялась и совершенствовалась. Однако сегодня ОБСЕ является примером малоэффективной организации. Она превратилась «в улицу с односторонним движением». Целый ряд стран, например, Польша, где и расположен один из органов ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и прав человека, закрыты для выборного наблюдения ОБСЕ, т.к. это не допускается их национальным законодательством. Это грубое нарушение принципа суверенного равенства государств-участников ОБСЕ. Наблюдательные миссии, если они предусмотрены организацией, должны направляться во все страны. Проблема также в объективности и в справедливости вердиктов данных миссий. Именно об этих дисбалансах и двойных стандартах говорил не раз Лавров. «Организация не только перестает быть фундаментом, объединяющим государства и народы, но наоборот, начинает работать на их разъединение. Не работает т.н. «третья корзина», которая включает в себя развитие культурных связей между государствами-участниками.