Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Современные международные отношения. Часть 3 - Кэмп-Дэвидский процесс

Индекс материала
Современные международные отношения. Часть 3
Возможности урегулирования палестино-израильского конфликта
Арабо-израильские войны
Кэмп-Дэвидский процесс
Корейская проблема в современных условиях
Международные аспекты корейского урегулирования
Ислам и международный терроризм
Ислам и международный терроризм
Проблема разоружения в СМО
Современное состояние ближневосточного кризиса
Современное состояния палестино-израильских отноше­ний
Проблемы обеспечения безопасности в Южной Азии
Тигры освобождения Тамил Илама (Шри-Ланка)
Положение в Непале
Иракский кризис и его последствия для международной и региональной безопасности
Последствия иракской компании
Роль геополитики в становлении современных международных отношений
Афганский конфликт
Международная реакция на ввод советских войск в Афганистан
Военные операции в Афганистане США и Вели­кобритании
Афганский конфликт и его последствия для международной безопасности
Природа современных международных конфликтов
Иранская ядерная программа
Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия
Причины возникновения балканского кризиса и перспективы его урегулирования
Косовский кризис
Все страницы

«Кэмп-Дэвидский процесс» - подписание сепаратных мирных договоров: 1979 г. – израильско-египетский, 1980 г. – иордано-израильский (правда, Иордания захваченных территорий не получила). Мирный договор Сирии с Израилем до сих пор не подписан из-за спора по Голанским высотам.

Реакция на Кэмп-Дэвидские соглашения со стороны арабских государств была отрицательной. После подписания египетско-израильского мирного договора в марте 1979 г. они объявили о бойкоте Египта, который сохранялся до 1989 года. Было приостановлено членство Каира в Лиге арабских государств и Организации исламской конференции.

Арабские государства в 80-е гг. по-прежнему исходят из своей концепции, в соответствии с которой они отрицают право Израиля на независимость. «Согласие арабских стран на раздел Палестины – предательство ислама».

Позиция Израиля определялась параметрами «три нет»: «нет» уходу Израиля с Голанских высот; «нет» признанию организации по освобождению Палестины; «нет» созданию Палестинского государства.

В декабре 1987 г. с 24-часовой всеобщей забастовки началась «Интифада» – кампания мирного гражданского неповиновения и бойкота израильских оккупационных властей со стороны арабского населения. Одновременно группы арабской молодежи стали провоцировать столкновения с патрулями израильской армии, забрасывая их камнями. Подобного рода стычки проходили ежедневно по всей территории Западного берега и сектора Газа. Борьба с этими группами молодежи оказалась безуспешной. Как следствие, израильские власти стали постепенно терять даже номинальный контроль над арабским населением оккупированных территорий.

Развивая успех «Интифады» и воспользовавшись отказом короля Иордании Хусейна от суверенитета над Западным берегом, Национальный совет ООП в ноябре 1988 г. провозгласил создание Палестинского государства на оккупированных территориях. ООП заявила, что признает резолюции №№ 242 и 338. За этим последовала полоса международного признания нового государства и исполкома ООП в качестве его временного правительства в изгнании. Израиль отказался признать это государство, продолжая рассматривать ООП как террористическую организацию.

30 октября 1991 г. в Мадриде начала работу вторая международная конференция по ближневосточному мирному урегулированию. В ней приняли участие Израиль, арабские государства, делегация палестинцев (фактически делегация ООП), а также в качестве сопредседателей США и СССР. Все ее участники в принципе одобрили формулу «земля в обмен на мир» как основу мирного урегулирования. Было принято решение о предоставлении палестинцам права на самоуправление. Эта борьба получила название «Мадридского процесса».

3 сентября 1993 г. в Осло Израиль и Организация освобождения Палестины заключили соглашение о взаимном признании, а 8 сентября – Декларация о принципах организации временного палестинского самоуправления на оккупированных территориях (в секторе Газа и городе Иерихон). Вслед за этим 28.09.95 г. Израиль и ООП подписали Временное соглашение, предусматривавшее вывод израильских войск из шести городов Западного берега, проведения там выборов палестинской администрации и формирование палестинских полицейских сил. По существу это означало создание палестинского прогосударстваПалестинской Национальной Автономии (ПНА). Получение права на самоуправление ООП рассматривала как часть борьбы за независимость. Арафат исходил из того, что столицей нового независимого Палестинского государства должен быть Восточный Иерусалим, т.о. Израиль должен освободить Восточный Иерусалим. Плюс к этому палестинские беженцы должны были вернуться в Израиль на те территории, где они раньше проживали. Израильтяне отвергают эти требования Арарата.

«Временное соглашение» можно рассматривать как завершение третьей стадии ближневосточного конфликта (1974–1995). Она характеризовалась, с одной стороны, спадом интенсивности военной конфронтации, а с другой – нарастающей политической активизацией. Резко возросла вовлеченность США, правящие круги которых взяли курс на развитие процесса мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Решение этой задачи требовало отказа от односторонней поддержки Израиля. Логика «диалога по существу» с ООП (стратегическая линия США) побуждала США к постепенному усилению политического давления на Израиль с целью добиться от него территориальных уступок. Распад СССР лишил арабские страны мощного союзника. Было очевидно, что надо уступать, так как сами они проблему не решат.

«Диалог по существу» объективно превратился в лейтмотив процесса мирного урегулирования, что позволило ООП перехватывать политическую инициативу. И наоборот, Израиль начинает ее терять, вынужденный соглашаться с теми решениями, которые согласовываются в ходе «диалога». Фактически израильское руководство лишь реагировало на них, постепенно отступая. Вместе с тем, на протяжении этой стадии конфликта Израиль продолжал сохранять военную инициативу. В немалой степени это объяснялось, как и во время второй стадии, влиянием международного уровня.

Говоря об особенностях третьей стадии, нельзя не затронуть проблематику внутренней эволюции Палестинского движения сопротивления (ПДС), которая была связана с его исламизацией. У доминирующего в ООП «Фатха» появляются набиравшие силу исламистские конкуренты – прежде всего такие, как «Хамас» (Движение исламского сопротивления) и «Аль-Джихад аль-Ислами фи Филастын» (Исламская священная война в Палестине), целью которых является уничтожение Израиля военным путем. С точки зрения миропонимания исламистов, Палестина – это земля, дарованная арабам Аллахом. Любая уступка какой-либо ее части евреем есть святотатство, которое должно караться смертью.

Президент США У. Клинтон продолжал дипломатические усилия по ускорению процесса урегулирования. В мае 1999 г. Э. Барак сменил на посту премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. Он пошел на подписание ряда соглашений с ООП, касающихся графика вывода израильских войск и ликвидации ряда еврейских поселений. В мае 2000 г. в городе Эйлате на встрече У. Клинтона, Э. Барака и Я. Арафата была предпринята попытка добиться «окончательного урегулирования» и был даже выработан компромисс по проблеме статуса Иерусалима и возвращения палестинских беженцев. Однако достигнутая договоренность оказалась весьма недолговечной.

28 сентября 2000 г. А. Шарон демонстративно посетил в сопровождении своих сторонников Храмовую гору в центре Иерусалима, где находится священная для иудаистов «Стена плача», а также третья по значению для мусульман мечеть Аль-Акса, построенная на месте вознесения пророка Мухаммеда на небо. Эта акция была воспринята исламистами как публичное оскорбление ислама, что и послужило поводом к началу второй «Интифады» (Интифада Аль-Акса). В отличие от первой она быстро переросла в вооруженную конфронтацию с массированным использованием диверсантов-смертников, то есть превратилась со стороны палестинцев в интенсивную, масштабную диверсионно-террористическую войну. Несмотря на усилия израильской армии и полиции, полностью обезопасить мирное еврейское население от ударов диверсантов-смертников не удалось.

В июне 2002 г. появляется новая инициатива, выдвинутая вновь сформированной группой мирного урегулирования в составе США, России, ЕС и ООНквартет»). Данная инициатива, получившая называние «дорожной карты», предусматривала поэтапное (в течение трех лет) создание палестинского государства на территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа с последующим установление постоянных границ между ним и Израилем. А. Шарон поддержал идею «дорожной карты», а Я. Арафат, согласившись с ней в принципе, выдвинул целый ряд оговорок.

Срыв графика реализации «дорожной карты» побудил израильское правительство приступить к односторонней реализации тех ее положений, которые касались вывода израильских войск и ликвидации еврейских поселений. В последующем этот процесс получил название «одностороннего размежевания».

Возродившаяся после смерти Я. Арафата в ноябре 2004 г. надежда на возобновление процесса мирного урегулирования и прекращение «Интифады Аль-Акса» угасла. Хотя сменивший Я. Арафата на посту главы ПНА Махмуд Аббас заявил о принятии «дорожной карты» и даже предпринял некоторые шаги на пути ее реализации, на состоявшихся в феврале 2006 г. парламентских выборах возглавляемое им движение «Фатх» потерпело поражение. Победу на них одержал «Хамас», заявивший, что ни о каком компромиссе с Израилем не может быть и речи и что он не считает себя связанным ранее заключенными соглашениями.

После состоявшихся в марте 2006 г. парламентских выборов в Израиле новый премьер-министр страны Э. Ольмерт объявил о продолжении реализации плана «одностороннего размежевания», в соответствии с которым территория Израиля будет отгорожена от ПНА бетонной стеной (завершение строительства которой намечено на конец 2008 г.), а израильские войска выведены к 2010 году. Стена, символизирующая «постоянные границы Израиля», в основном проходит по тем линиям перемирия, которые были установлены после первой арабо-израильской войны 1948–1949 годов. Исключение составляют только Иерусалим, который предполагается сохранить как «единую и неделимую столицу Израиля», и анклав на Западном берегу реки Иордан, где находятся основные блоки еврейских поселений.

Одностороннее установление границ – дело ненадежное, ибо всегда может быть оспорено соседями, а в данном случае это ПНА. Согласно плану «одностороннего размежевания» у Израиля окажется более 75%, а у ПНА – менее 25% территории Палестины. Такой раздел Палестины не соответствует резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, а, следовательно, с международно-правовой точки зрения он не легитимен. Палестинцы имеют основания для продолжения борьбы за возврат незаконно захваченных земель.

К этому их будет побуждать и быстро нарастающая перенаселенность территории ПНА. Уже сейчас в секторе Газа на площади в 364 кв. км проживает 1,4 млн. человек. Если же к этому добавить реальную возможность возвращения туда значительной части беженцев, то нетрудно представить, каких размеров достигнет перенаселенность в обозримом будущем.

Палестинская национальная автономия – слаборазвитая, аграрная страна, население которой в течение нескольких десятилетий живет в основном за счет внешней помощи. Ее стагнационная экономика не может и не сможет обеспечить работой ее быстрорастущее население. После начала «Интифады Аль-Акса» Израиль закрыл свой рынок труда для палестинской рабочей силы, что предельно обострило и без того бедственное положение с занятостью. В особенно сложном положении оказалась молодежь, большая часть которой не в состоянии найти работу. Единственным выходом для нее является война до победного конца против Израиля, что полностью соответствует стратегической линии исламистов.

 



 

TRI-CARB