Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 1 - Регуляция политического поведения

Индекс материала
Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 1
Методы политологии
Сравнительная политология
Типы политических методологий
Функции, цели и задачи политологии как науки и учебной дисциплины
Политическая мысль античности
Политические идеи средневековья и Возрождения
Политическая мысль Нового времени
Становление и развитие мировой политической науки в XIX—XX вв.
Сущность политики и ее роль в обществе
Политическая жизнь
Типы отношений человека к политике
Политическое поведение и его виды
Регуляция политического поведения
Специфика массового поведения в политике
Политическая деятельность
Цели и средства в политике
Политический прогресс и его критерии
Соотношение экономики, политики и права
Теория власти и властных отношений
Сущность и особенности политической власти
Природа и функции политической власти
Типы истолкования власти
Легитимность политической власти и ее типы
Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы
Власть и оппозиция
Политический режим: понятие и признаки
Демократический режим
Авторитарный режим
Тоталитарный режим
Политическая система общества: понятие и структура
Функции политической системы
Типология политических систем
Место и роль государства в политической системе общества
Происхождение государства
Понятие и признаки государства
Государственный суверенитет
Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Сущность государства
Функции государства
Типология государств
Форма государства
Форма государственного правления
Соотношение типа и формы государства
Форма государственного устройства
Все страницы
Регуляция политического поведения


Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности, понимание острой необходимости ее решения. Но для того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется новое звено — психологический импульс готовности к действию, который складывается из желания принять участие в действии и уверенности в возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к действию по ее решению — могут быть различные мотивы: гражданский долг, информация, недовольство или стремление к реализации цели. В зависимости от доминирования основного мотива и формируется характер политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным откликом на то или иное событие, являться продуманной, прагматичной акцией по последовательной реализации принятой программы или рассматриваться исполнителями как свершение определенной миссии по “освобождению”, “завоеванию”, “восстановлению”.

На характер политического поведения оказывают влияние не только интерес и мотивация, которые возникают на его основе, но и внешние факторы:

— роль — форма поведения, которую выбирает участник политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

— статус или совокупность предполагаемых, возможных для данного субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он готов на себя принять в политике;

— принадлежность к группе, социальной или политической общности, возникающей на основе установления между ее членами определенного вида социальных отношений;

— участие в организации — группе, созданной для осуществления определенных ролей в политике.

Регуляция политического поведения должна носить властный характер, использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля, жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности осуществляющих поведение субъектов.

Как только контроль за политическим поведением становится тотальным, инициатива, а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким предписаниям и давлению. При этом в полной мере должна учитываться коллективная природа политического поведения, его массовость, взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.