Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 2 - Лоббизм: понятие и условия существования

Индекс материала
Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 2
Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Правовое государство: понятие и принципы
Разделение властей как принцип правового государства
Государство и личность: взаимная ответственность
Понятие, функции и структура политических партий
Виды политических партий
Партийные системы
Общественно-политические движения
Группы давления
Политические отношения
Политический плюрализм
Сущность и структура политического процесса
Революция и реформа как виды политических преобразований
Политическая модернизация
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
Политические кампании: их стратегия и тактика
Популизм: понятие и признаки
Прямое действие в политике
Политическое решение
Политический порядок
Лоббизм: понятие и условия существования
Достоинства лоббизма
Недостатки лоббизма
Политическое лидерство
Типология политического лидерства
Понятие политической элиты
Политическая социализация
Политическое участие
Политическое сознание
Роль идеологии в политике
Либерализм и неолиберализм
Консерватизм и неоконсерватизм
Анархизм
Социализм и социал-демократия
Национализм
Технократизм
Политическая психология
Политическая культура: понятие и структура
Типы политической культуры
Международные отношения и мировая политика
Политическое прогнозирование
Методы прогнозирования в политике
Все страницы
Лоббизм: понятие и условия существования


Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”, “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качество института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо существование двух условий:

1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

2) расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно прежде всего для демократических режимов.

В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев управленческие решения.

72. Виды лоббизма

Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно имеет различные виды, которые классифицируются по следующим основаниям:

1) в зависимости от того, в какой ветви власти “решается вопрос”, лоббизм различают законодательный, исполнительный и судебный, (условно тут можно говорить и о лоббизме в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей, в том числе и в сфере политики, обоснованно считают “четвертой властью”);

2) в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

3) в зависимости от характера интереса, который “продавливается”: политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый и т.п.;

4) в зависимости от времени действия: “одноразовый” и постоянный;

5) в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

6) в зависимости от того, в чью пользу “решается вопрос”, говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоеннных и экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.), ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов), региональном лоббизме (воздействии на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью решения определенных вопросов);

7) в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистский (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (своего рода скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставленные привилегии) и т.п.