Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 2 - Достоинства лоббизма

Индекс материала
Вопросы и ответы по курсу “Политология”. Часть 2
Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Соотношение и взаимосвязь государства и права
Правовое государство: понятие и принципы
Разделение властей как принцип правового государства
Государство и личность: взаимная ответственность
Понятие, функции и структура политических партий
Виды политических партий
Партийные системы
Общественно-политические движения
Группы давления
Политические отношения
Политический плюрализм
Сущность и структура политического процесса
Революция и реформа как виды политических преобразований
Политическая модернизация
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса
Политические кампании: их стратегия и тактика
Популизм: понятие и признаки
Прямое действие в политике
Политическое решение
Политический порядок
Лоббизм: понятие и условия существования
Достоинства лоббизма
Недостатки лоббизма
Политическое лидерство
Типология политического лидерства
Понятие политической элиты
Политическая социализация
Политическое участие
Политическое сознание
Роль идеологии в политике
Либерализм и неолиберализм
Консерватизм и неоконсерватизм
Анархизм
Социализм и социал-демократия
Национализм
Технократизм
Политическая психология
Политическая культура: понятие и структура
Типы политической культуры
Международные отношения и мировая политика
Политическое прогнозирование
Методы прогнозирования в политике
Все страницы
Достоинства лоббизма


Лоббизм, как и всякое иное социальное явление, вносит в жизнедеятельность общества не только позитивные начала, но и негативные. Поэтому необходимо знать, какие стороны лоббизма нуждаются в поддержке, правовом стимулировании, а какие — в правовом ограничении, сдерживании.

Достоинства лоббизма:

1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме” органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.