Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену “Зарубежная социальная психология”. Часть 2

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену “Зарубежная социальная психология”. Часть 2
Социальный бихевиоризм Дж. Мида
Этнометодология Г. Гарфинкеля
Содержание Анализа эпизодов и Дискурсивной концепции Р. Харе
Концепция манипулирования Э. Шострома
Основные идеи теории поля К. Левина
Сущность идеи баланса и дисбаланса в теории структурного баланса Ф. Хайдера
Сущность и области применения теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
Феномены группового давления
Основные идеи теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума
Современные теоретические работы в традициях когнитивистской ориентации
Решение вопроса о лидере в теории группового развития в. Бенниса и г. Шепарда
Природа авторитарной личности в теории Т.Адорно
Трехмерная теория интерперсонального поведения в. Шутца
Основные теоремы совместимости в работах В.Шутца
Подход Кардинера при анализе опыта детства
Механизм научения согласно теории Хала, Миллера и Долларда
Основные положения теории элементарного социального поведения Дж. Хоманса
Социобихевиоральный подход А. Бандуры
Специфика межличностного общения в теории межличностного взаимодействия Д. Тибо и Г. Келли
Все страницы

Феноменология Р.Мэя.

Ролло Мэй- американский психотерапевт экз. психологию он пронес через себя. Как большинство психологов он не собирался заниматься психологией. С ним однажды случилось несчастье, он заболел туберкулезом. В 1940 годы эта болезнь считалась почти не излечимой. В основном врачи могли только поддерживать здоровье. В то время у него была жена и сын. С мыслями что он не может обеспечить семью и заниматься какой либо деятельностью что бы заработать деньги. Он испытывал тревогу по этому отношению. В пансионате он обратил внимание что люди делятся на две категории, одни умирают, а другие при равноценном лечении выздоравливают. Он стал наблюдать за этими людьми и заметил что люди которые понимают конечную данность смерти и борются – выздоравливают, а люди которые опускают руки – умирают. Отсюда стала полноценно формироваться его экз. теория. Основным понятием в его теории была Тревога. Многие теории говорят о том что высокий уровень тревожности указывает на наличие тревожности или другой психопатологии .Сам Мэй тоже испытывал тревогу. По его мнению тревога это движущая сила человека, тревога появляется у человека каждый раз, когда у человека возрастает чувство неопределенности, неуверенности и зыбкости своего бытия. Смерть это безусловная составляющая человеческой жизни. Он говорил что человек рано или поздно встретиться с ней. Неспособность признать смерть помогает временно избавиться от тревоги или страха небытия. Его теория постоянно видоизменялась и позднее в 60х годах он говорил что тревога это субъективное состояние личности которое понимает что ее состояние может быть разрушено (она может превратиться в ничто) . И еще позднее в 68 году он сказал что тревога это опасение вызванное угрозой, каким то ценностям, которые человек считает важными для своего существования как личности, т.е. тревога это ощущение угрозы направленной на важные для человека ценности, поэтому человек испытывает тревогу когда осознает что его существование и какие то ценности которые отождествляются с существованием могут быть уничтожены.т.е. с точки зрения Мэя человек вообще живет в век тревоги, испытывает ее постоянно и это вообще нормально, Она не только касается смерти, тревога возникает тогда , когда человек встречается с препятствиями на пути реализации своих планов и возможностей, т.о. данное сопротивление может стать причиной застоя и упадка, а может стимулировать изменение и рост человека и личности. ПО Мэю свобода не может существовать без тревоги, также как и тревога не может существовать без осознания возможности свободы. Становясь более свободным человек не может не испытывать тревогу, т.е. тревога может давать энергию и вкус к жизни, а может парализовать и вгонять в панику.

Мэй выделил два уровня тревоги: Нормальная тревога. Невротическая тревога.

Нормальная тревога – не один человек не может избежать ее воздействия, расти и пересматривать свои ценности, а это происходит у человека всегда. Пересматривать свои ценности это значит испытывать нормальную конструктивную тревогу. Мэй определил нормальную тревогу как тревогу пропорциональную угрозе не вызывающую подавления и которую можно конструктивно противостоять на сознательном уровне.

По мере развития человека постоянно меняются его жизненные ценности, каждый раз человек поднимается на новую ступень, на каждой ступени он испытывает нормальную тревогу. Любой рост состоит в отказе от прежних ценностей, именно этот отказ порождает тревогу, т.е. тревога сопровождается трепетом перед отрывающимся в перспективе изменениями, но тревога остается нормальной до тех пор пока она пропорциональна угрозе. Пример человек жениться и возникает тревога – как там сложиться его жизнь, шаг совершен, а что будет дальше. Как только тревога оказывается непропорциональной угрозе, то тревога превращается в невротическую болезнь.

Невротическая тревога – понимается как реакция не пропорциональная угрозе, вызывающая подавление и друге формы внутрипсихических конфликтов и управляется разнообразными формами блокирования действий и понимания, т.е. по Мэю если нормальная тревога проявляется, когда ценности подвергаются угрозе, то невротическая посещает нас в том случае, когда поставлены е под сомнения ценности на деле являются догмами, отказ от которых лишает человеческое существование смысла. Невротическая тревога это сильное переживание на невротическом и психическом уровне.

Вина – По Р. Мэй выделял три типа вины, каждый который соответствуют одному из образов бытия бытия- в- мире. Умвелт, Митвелт, Егенвелт. Человек испытывает вину и вина относиться к природе бытия , а не к чувствам.

Умвелт – корениться в недостаточном осознании нашего бытия в мире, чем дальше человек продвигается по пути технического прогресса, тем дальше мы уходим от природы т.е. от Umwelt, именно это отчуждение приводит нас к ощущению вины первого типа, мы испытываем вину за отделение себя от природы.

Митвелт – приходит от осознание неспособности правильно понимать мир других людей т.е. Mitwelt, т.е. мы видим других людей только собственными глазами и никогда не можем определить точно, что же им в действительности нужно. Своей оценкой других людей мы совершаем насилие над их истинной личностью. Это приводит нас к ощущению глубокой вины которую мы испытываем по отношению ко всем.

Егенвелт – связан с отрицанием своих возможностей Egenwelt, а так же с неудачами на пути их реализации, т.е. этот тип вины, основан на отношениях со своим собственным Я. Данный тип вины универсален. Потому что никто из людей не может реализовать свои возможности полностью, т.е. потенциал у человека огромен, возможностей масса, но все их реализовать в этой жизни невозможно, всегда приходиться чем то жертвовать и человек испытывает вину перед самим собой.

Вина как и тревога может складываться как и позитивно, как и негативно. Если человек отказывается принять свою винную она приобретает болезненные черты, если же человек принимает себя таким как есть это способствует здоровому пониманию окружающего мира, улучшению взаимоотношению между людьми и творческому использованию своих способностей.

Интенциональность – это структура, в которой человек осмысляет свой прошлый опыт, представляет себе свое будущее. Способность делать выбор предполагает наличие данной структуры, именно на основе ее человек производит свой выбор. Вне структуры невозможен сам выбор и невозможна реализация самого выбора. Любой человеческий поступок подразумевает Интенциональность, а Интенциональность предполагает поступок. Интенциональность это структура необходимая человеку как субъекту что бы видеть и понимать окружающий мир, который является объектом.

Забота, Любовь и Воля

Забота это состояние при котором нечто имеет значение, заботиться это значит рассматривать другого человека как действительно близкое существо, т.е. принимать его боль, радость, сожаление или чувства вины как свои собственные. Забота это активный процесс. Забота и Любовь это не одно и тоже, но Забота влечет за собой Любовь поэтому любить значит заботиться видеть и принимать неповторимую личность другого человека, а также обращать внимание на его творческое развитие.

Любовь это восхищение от присутствия другого человека и признание его ценности и его развитие не мене важными чем собственные ценности и собственное развитие. Когда нет заботы не может быть и Любви, может быть только пустая сентиментальность или быстро проходящее сексуальное увлечение. Забота также является источником Воли.

Воля это способность организовать свое Я таким образом, что бы имело место движение в определенном направлении или к определенной цели. Воля требует от человека самосознания, она подразумевает некоторую возможность и выбор. Воля дает направление и ощущение зрелости. Воля позволяет человеку реализовать себя не смотря на то что риск иногда бывает велик.