Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии внимания

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии внимания
Функции внимания, свойства внимания
Явление невнимания
Субъективные переживания внимания
Внимание как интеграция содержаний сознания
Внимание как сенсорная ясность
Внимание как селекция
Внимание как активация организма
Концепция волевого внимания Н.Н. Ланге
Формирование внимания как ВПФ. Л.С. Выготский
Внимание как процесс умственного самоконтроля
Модели внимания в когнитивной психологии
Внимание как селекция. Модель ранней селекции
Внимание как селекция. Модели поздней селекции Дианы и Дж. Энтони Дойч
Модели множественной и гибкой селекции
Теория гибкой и множественной селекции
Внимание как политика распределения ограниченного ресурса
Гипотеза Шиффрина об автоматических и управляемых процессах переработки информации
Селекция и ресурсы
Внимание как активность. Теория активного внимания У. Найссера
Все страницы

 

Проблема суверенитета внимания. Аргументы против выделения внимания

Некоторое время тому назад в кругах исследователей внимания начал ходить анекдот о дотошном студенте, который решил все-таки разобраться в том, что такое внимание. Он изучил все доступные теоретические работы, и сделал из своего дипломного исследования совершенно неутешительный вывод: «никто не знает что такое внимание». Действительно до сих пор не существует общепринятого определения внимания, ни даже единого мнения относительного того, стоит ли изучать и рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс или же это просто особая сторона иных психических процессов, открытая нам в сознательном опыте, не отрывная от этих процессов и, следовательно, потенциально объяснимая через их строение, функционирование и развитие.

В человеческой психики немало явлений, весьма пестрых и разнородных, которые каждый из нас, не сомневаясь, отнесет к явлениям внимания. Но проблема существования внимания определенно имеет свои основания, которые наиболее удачно суммировал отечественный психолог П.Я.Гальперин.

Во-первых, в наблюдении и самонаблюдении внимания никогда не дано как отдельный процесс, оно всегда «растворено» в других процессах, сопровождает их, выступает как их сторона, иными словами, лишено собственного специфического содержания. (н-р: «обрати внимание!» зачастую можно заменить другим словом: «посмотри»,Прислушайся».

Во-вторых внимание не имеет собственного продукта , а только лишь улучшает продукты других познавательных процессов и видов деятельности. (н-р: оно делает образ восприятия более ясным, и точным, а образ памяти – более прочным. Нечто подобное заметил в книге «принципы психологии» У.Джемс: «Внимание не порождает образов» образ уже должен существовать до того, как мы сможем обратить на него внимание. Внимание только фиксирует и удерживает то, что обычные законы ассоциации помещают перед «прожекторами» сознания».

Поскольку вопрос о существовании внимания до сих пор стоит остро, многие исследователи считают, что от его решения во многом зависит дальнейшее развитие психологического знания.

 



 

Школа кайтинга клуба Алоха - обучение кайтсерфингу в Москве