Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по теме “Проблемы мотивации в отечественной и зарубежной психологии”

Печать

Проблема мотивации поведения человека в работах древних философов.

Чел природа мотивации понималась по разному в зависимости от общего взгляда на жизнь и от жизненного опыта того или иного философа, соответственно приписывались мотивы добра и зла, благородства или ничтожества, стремления к совершенству или паталог-е склонности. Не отрицалась возможность совершенствования души.

Протагор в своих произведениях решал вопросы нравственного воспитания человека

Демокрит утверждал, что повидение человека руководствуются в осн эмоции.

«Доктрина гедонизма» - демокрит. Чел-к в своей жизни стремится к тому что-бы доставить удовольствие.

Сократ «чел в своем повидении руководствуется не эмоциями, а законом разума»

Платон «чел руководствуется разумом,а не чувствами»

Аристотель. Учение о 3х душах:растительное, животное и разумное. Растит и жив-е не оказывает влияние на поведение,а разумное (бессмертное) оказывает.

Осн проблема: нравственного и душевного поведения.

Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни.

У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».

Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основания.

Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни. Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.

Мотивация поведения человека в воззрениях средневековых философов и ученых эпохи возрождения.

Существует связь между возр-ми в др Греции и возр на мотивацию в Ср века.
Августин Блаженный – проблема нравственного, божественного и духовного. Чел силой разума не может сделать правильный выбор. Только бог может наставить на нравственный путь.
Эпоха позднего средневековья. Под нравственным понималось то что считалось нравственным церкви.
Фома Аквинский пытался соединить богословие с наукой. Божественное=разумное. Нравственное поведение – любое разумное поведение ориентированное на добро. Человек мог сам выбирать что такое зло, а что добро.
Эпоха Возрождения . Чел понимался как механистическая модель.

Понимание и объяснение поведения ч-ка в новое время.

Ф Бекон ,

Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

Поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных. Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому и в целом в своем поведении человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди, согласно Спинозе, находятся на разной степени свободы.
Вознекновение сенсуализма,познание через органы чувств.