Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности (словарь Зинченко). Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработка знаний о мире, их систематизация и построение на основе этого образа мира и способов взаимодействия с миром. Предмет – то, что изучает наука. В развитии ? выделяют 2 периода – донаучный и научный (начинается с применения психо-физиологического эксперимента Вундтом в первой лаборатории в Лейпциге в 1879г.). ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД. Слово психология с древнегреческого – наука о душе. П зародилась в недрах философии. В научном употреблении термин психология появился впервые в 16 веке.

1 этап. Античность - предметом ? является душа (2000 лет назад до 18 в.). Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности к материалистическому или идеалистическому лагерю. Материалистические теории вели свое начало от представлений Демокрита (V-VI) и описывали душу как материальное вещество, тончайшую материю, пневму, частицы которой – атомы огня (круглые, гладкие и активные). По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, «истекающими» от предметов. Все явления жизни он пытался объяснить физическими или механическими причинами. Критика: Принципиальный недостаток материалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной — первопричиной этих движений. Воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе - не подлежало объяснению. Идеалистические представления. Сократ, Платон – смотрели на душу как на самостоятельную субстанцию, которая существует наряду с телом и независима от него. Душа – начало возвышенное, божественное, вечное. Тело - низменное, преходящее, тленное. При смерти душа расстается с телом. Платон – душа направляется разумом. Она трояка – ум, аффективное начало (голова), вожделение (печень). Цель души – постижение истины. Родоначальником психологии считается Аристотель (обобщил представления о душе в Трактате «О душе»). Он отрицал взгляд на душу как на вещество как материалисты, но и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от тела, как идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая понималась как способ организации живого тела («Если бы тело было бы глазом, то душой было бы зрение»). Душа – сущность живого тела. Она смертна, но часть ее бессмертна (современное абстрактное мышление).

2 этап. 17–19 века - предмет – сознание. Основной метод – интроспекция (самонаблюдение), основатель Джон Локк. Локк ввел понятие рефлексия - «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». Рене Декарт обозначил первым психофизическую проблему. Его взгляд получил название дуализм - душу и тело он резко противопоставлял (тело как автомат, а сознание – как способность ощущать, мыслить, чувствовать («мыслю - следовательно, существую»). Тело обладает свойством протяженности, а душа – свойствами мышления). Спиноза – философ-монист (17 в.). Утверждал наличие единой субстанции – природы (вездесущая и вечная). В ней выделял модусы (как состояния субстанции), которые объединяются, вступают в связи. Душа – модус мышления, состоит из модусов-идей. Зависит от тела (смертна), но часть духа бессмертна. Выдвинул закон ассоциации – порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей. НАУЧНЫЙ ПЕРИОД. Вундт узаконил эсперимент в 1879 г – год рождения психологии как науки. В 19 в. складываются 2 направления в изучении сознания: структурализм (Вундт). Изучал компоненты сознания, его структуру. Выделил 3 компонента: образы, ощущения, чувства. функционализм (Джеймс), критиковал Вундта. Считая, что сознание целостно и основная функция сознания – адаптация к миру. Ввел понятие «потока сознания», который невозможно остановить, не одно минувшее состояние сознания не повторяется.

3 этап. 10- 20 года 20 в. Предмет – поведение, а центральная проблема – научение. Направление бихевиоризм (Джон Уотсон). Суть научения: формула S-R (стимул-реакция), в которой зафиксирован принцип реактивности – человек напрямую зависит от внешних воздействий. Задачи ? – по стимулу предсказывать поведение и по реакции делать вывод о вызвавшем ее стимуле. Бихевиористы не отрицали существование сознания, но говорили, что не существует методов для его изучения, а изучать надо то, что непосредственно наблюдаемо. Необихевиоризм. Толмен ввел промежуточную переменную: S-V-R, под ней он понимал внутреннюю мотивацию, цель, познавательные карты (образы ситуаций). Заслуга бихевиоризма – ? как естественнонаучная дисциплина (ввели объективный метод, основанный на анализе внешне наблюдаемых фактов (событий); стали интенсивно изучать поведение младенцев, животных). Недостаток – недоучет сложности психических процессов деятельности человека (движения - это еще не поведение); сближение психики человека и животного. Скиннер – повед-е может опредл-ся не стимулом, предшествующим его реакции, а его вероятными последствиями. Не субъект выбирает повед-е, но вероятные последствия повед-я управляют субъектом. 60-е г – Социобихевиоризм. Альберт Бандура - чел-к может овладевать повед-ем наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, кот сопутствуют повед-ю ( научение без проб, научение через наблюдение).

4 этап. Вторая половина 20 в. Предмет – психика. Психика - свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Возникают различные психологические направления и школы, которые имеют свой специфический предмет изучения и свои методы. Психоанализ – З.Фрейд предложил считать предметом ? – бессознательное. В качестве метода – метод анализа сновидений, метод свободных ассоциаций и анализ ошибочных действий. Адлер – индивидуальная псих-я – осн. идея: бессозн-ное стремление чел-ка к совершенству, оно опред-ся исходным и неизбежным переживанием чувства собств-й неполноценности и необ-ти его компенсировать (гл. идея – чувство безопасности в развитии реб-ка). Юнг- коллективное бессознательное, запечатлен опыт челов-ва. Хорни –теория культурно-философская психопатология – базальная тревога (враждебность мира по отнош-нию к чел-ку) три направ-ти: к людям, против людей, от людей. Фромм(1980) Гуманистический психоанализ – обретиение лич-тью психол-кой свободы, жизнь в усл-ях общ-ва, старающегося эту свободу подавить, изменить чел-кую лич-ть, в этой связи чел-к убегает от свободы ( гл. книга – бегство от свободы). Гештальтпсихология – Курт Коффка и Макс Вертгеймер считали, что нужно изучать целостный образ (гештальт), свойства которого не сводятся к сумме свойств элементов.Восприятие не сводится к сумме ощущений. Проводили исследования в области восприятия.

Гуманистическая психология. Маслоу 50-60г - создал теорию самоактуализирующейся лич-ти, опред-ляя ее как полное использ-ние талантов, способ-тей, возможностей (здоровая лич-ть), его треугольник (иерархия мотивов). Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Централ-ным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления. Франкл – логотерапия, ориентировка на обретение смысла жизни. Три осн понятия: свобода воли; воля к сыслу; смысл жизни. Смысл для каждого свой. Он считал, что для современного ел-ка этот вопрос естественен и если он им не задается, то это проявл-е психич-го неблагополучия (негативные переживания бессмысленности жизни).

Трансперсональная психология (псих-я за пределами лич-ти) – измененные состояния сознания, переживание кот может привести чел-ка к смене ценн-тей, дух перерождению и обретению целостности. Станислав Гроф (холотропное дыхание (возрождение-ребефинг) – метод) – достигается в следствие интенсивного дыхания и отключ сознания под возд-вием спец музыки. Источники: психоанализ и восточные филоф системы. Когнитивная психология. Основателями школы когнитивной ? считают У.Найссера и Р.Аткинсона. В 40-60-е годы предметом изучения когнитивной ? являются процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивных процессов. Таким образом, в когнитивной ? акцент делается на сознание, на совокупность психических процессов. Методологической основой когнитивной ? является компьютерная метафора, согласно которой человек выступает как аналог компьютера, а его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации в вычислительных устройствах. В отечественной ? предмет. 19-20 в основы научной псих-гии. Выготский высказал идею о том, что психическое развитие человека - это процесс усвоения общечеловеческого (культурно-исторического) опыта, накопленного цивилизацией. Усвоение данного опыта происходит в процессах взаимодействия ребенка со взрослым и первоначально психические функции являются низшими, и являются интерпсихическим образованием, т.е. средством взаимодействия ребенка и взрослого. Постепенно в ходе интериоризации (превращение во внутреннее) происходит перевод этих внешних функций во внутренний план сознания. Эти функции приобретают произвольность, осознанность, становятся культурными или высшими психическими функциями и превращаются в интрапсихическое образование. ВПФ – это системное образование, формир-ся прижизненно, соц-но по происхождению, опосредованно (знаком) по структуре и произвольно (управляемые) по протеканию. К-и к помогла Выготскому Л С сформулировать ряд законов психического развития ребенка: 1. закон формирования ВПФ - всякая психическая функция первоначально была внешней постепенно в ходе интериоризации (вращивание во внутрь), она стала внутренней; 2.он выявил, что детское развитие носит неравномерный характер – каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития – сензитивный. В этот период ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций. Связь обучения и развития – обучение только тогда хорошо,-писал Л.С.Выготский,-когда оно идет впереди развития. (ЗБР-это расстояние между уровнем актуального раз-я реб-ка, определяемым самост достижениями реб-ка и уровнем возможного раз-я, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Леонтьев предлагает теорию деятельности. Общий принцип – внутреняя психич-кая деят-ть возникает в процессе итериоризации внешней, практич-кой деятельности и имеет принципиально тоже строение.

Узнадзе – теория установки –готовность субъекта к восприятию буд событий и действия в опред-м направлении, это неосоз-я готовность – основа целесообразной, избирательной активности чел-ка.( опыты с шарами, суть – установка не часный психич-й процесс, а нечто целостное. Проявл-ся в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере на другие: так установка созданная в сфере на ощупь, при оценке величины шаров, проявл-ся в области зрит восприятия, влияя на оценку величины кругов). Ананьев подход к чел-ку – уровни: индивида и личности. Развитие индивида – онтогенетическое, природное раз-тие чел-ка (зачатие, рождение, созревание, старение, старость). Личность – субъект обществ-го повед-я и общения (общение как особая деят-ть, на ряду с предметной и познавательной). Задачи современной психологии: 1.изучение законом-тей психических процессов и состояний; 2.разработка критериев оценки уровней раз-я психических процессов; 3. изучение взаимосвязи особен-тей психич-го отражения и форм повед-я; 4.изучение законом-тей механизмов функционирования психики. по Лурия: 1. изучение психологических фактов и их закономерностей (т.е. объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (т.е. установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. установление основных законов психической деятельности, путей ее развития, вскрытие лежащих в ее основе механизмов и описание тех изменений, которые происходят в этой деятельности.