Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1 - Мотивы их функции и виды

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

 

Мотивы их функции и виды

Мотивы – объект удовлетворения потребности выраженный в форме чувствительности. Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением П. Жизнь каждой П можно разделить на 2 этапа: 1. до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность 2. после этой встречи, на первом этапе происходит поиск и встреча потребности с ее предметом, т е опредмечивание потребности. В акте опредмечивания роздается М. он определяется как предмет потребности или опредмеченная потребность. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится определенной потребностью, потребностью именно в данном предмете. В след за опредмечиванием потребности и появл М резко меняется тип поведения, если до этого оно было поисковым, то теперь оно приобретает направленность.

Функции мотивов: 1.побудительная(мотив-стимул); 2. направляющая; 3.целеполагающая; 4. иерархическая система.

Виды мотивов: смыслообразующий М (ведущий) и М стимул (второстепенный), в отличие от первого у него нет смысла у него только одна побудительная функция. М стимул всегда действует в паре со смыслообразующим (П-р: реб-ка надо вести к стоматологу – М стимул: родители – сходишь к врачу, куплю игрушку); Знаемые (курить вредно) и реальнодействующие; Осознанные и неосознанные. М порождают действия, т е приводят к образованию цели, а цели всегда осознаются, сами же М осознаются далеко не всегда. Примеры осознаваемых – большие жизненные цели, которые направляют деят-ть чел-ка в течение длительных периодов его жизни, это М-цели. Неосознаваемые М их больше и до опред-го возраста в нем оказываются практически все М, если М не осознаются, истинный М обнаруживается с помощью: эмоций, личностных смыслов и механизма сдвига М на цель. Суть - цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, становясь мотивом (читал книгу к экзамену и увлекся). Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только если накапливаются (+) эмоции. Эмоции – такие субъективные переживания, которые возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связанны с М. Эмоции – отражение отнош-я рез-та деятельности к ее М (+ эмоции – успешная деят-ть, - эмоция – не успешная). Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказыв-ся в поле действия ведущего М. В смыслообраз-щей функции выступает лишь ведущий М, второстепенные М-стимулы играют роль допол-х побудителей и порождают только эмоции.