Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1 - Проблема личности в гуманистической психологии

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

 

Проблема личности в гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии

Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации). Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов.

Основные принципы гуманистической психологии: 1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. 2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. 3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию. 4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль. 5.Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. 6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека. 7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы: — ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек; — отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; - каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь». Г/п природа чел-ка рассм-ется как изначакльно позитивная, чел-к по своей природе добр и во многом социум играет негативную роль в плане препятс-ния личн-го роста и самореал-ции. Маслоу и Роджерс считали, что личн росту мешают: 1. защитные мех-мы лич-ти; 2. страх выглядеть «белой вороной».

Маслоу создал теорию самоактуализирующейся лич-ти, опред-ляя ее как полное использ-ние талантов, способ-тей, возможностей. Самоактуализирующиеся люди без единого искл-я вовлечены в дело выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во не себя. Треугольник: биологическая, безопасность, любовь и принятие, уважение, познават-ная, эстетическая и самоактуализация.

Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Централ-ным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления.

Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивацион-ных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Личность, по Олпорту, — это целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы — стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам. В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: - общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль); - индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.). В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся). Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность. Осн обл-тью применения Г/п явл-ся психотерапевтическая практика – недирективная психотерапия. Роджерс – человекоцентрированный подход: 1. сущ-ть чел-ка позитивна и она начинает обнаруживать и проявлять себя всякий раз, когда во взаимоотнош-ях с др людьми сущ-ет атмосфера позитивного принятия, эмпатии. Гл задача психотерапевта создать такую атмосферу.; 2. принимать клиента таким каков он есть.; 3. не оценивать, но сопереживать, проявл-ть эмпатию.; 4. общаться с клиентом открыто не скрывая за маской профес-нала –эксперта. Если в П/а жизнь чел-ка представляется как компромисс, а ее цель – уменьшить конфликт между индивидом и обществом, то Г/п – утверждает, что чел-к в его лучшем виде высоко оценивающий себя и живущий полной жизнью способен ценить людей, хорошо к ним относиться и даже находить в этом удовольствие. (Успенский – самосовершенствоание)