Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1 - Бихевиоризм

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

Бихевиоризм. Основные закономерности поведения

Возник в 10-20 гг 20в в США, основатель Дж. Уотсон. Предмет изучения – поведение, центральная проблема – проблема научения. Суть - S-R (принцип реактивности). Б – чел-к напрямую зависел от внешних воздействий. Представители Б –Торндайк (закон, согласно которому связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть подкрепление, оно может быть + или -). Из классического Б в 40-60 гг выделяется неоБ Толмен (ввел промежуточную переменную, под которой понимались когнитивные карты, те образ лабиринта у крысы, которая в нем уже побывала: S-V-R. Позднее к промежуточной переменной стали относить мотивацию, цели, которые существенным образом влияли на конечные стратегии поведения), Скиннер (экспериментально установил, что любое поведение определяется своими последствиями. Он создал теорию оперантного научения и сформулировал принцип оперантного обусловливания: поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. Здесь тоже сохраняется принцип реактивности, т е не чел-к выбирает к-л формы своего поведения, а вероятные последствия поведения определяют логику выбора. Он считал, что взависимости от того будут ли эти последствия + или -, живой организм проявляет тенденцию либо повторить этот вид поведения, либо избегать его в дальнейшем). В 60 гг возник социоБ, в этом подходе складываются основные теории соц научения, представители – Бандура (важное место отводил когнитивным структурам (память, мышление), тк чел-к может обучаться новым навыкам поведения наблюдая за поведением др людей, оценивая это поведение и оценивая его последствия. Он отмечал важность самоподкрепления, когдаоценка своего поведения позитивна, т к оно соответствует в поведении внутренним стандартам и нормам. Считал, что агрессивность приобретенное качество, поэтому резко отрицательно относился к СМИ).

Роттер (Поведение чел-ка определяется факторами: 1. поведческий потенциал, т е набор поведенческих навыков, реакций, которые сформировались в течение жизни чел-ка. Он складывается из 5 групп поведенческих реакций (техники существования): а) п р, направленные на достижение успеха, результата; б) п р – приспособление или адаптация; в) защитные п р (подавление желаний); г) техника избегания – уход из конфликтной ситуации, отдых; д) агрессивные п р – непосредственная физическая агрессия либо критика другого, ирония, насмешки. 2.система ожиданий, она определяет вероятность того, что определенная стратегия поведения в определенной ситуации будет подкреплена, если чел-к считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, то он будет более быстро усваивать требуемое поведение.3.характер подкрепления и его ценность для чел-ка, т е для разных людей значимым явл опред вид подкрепления, для кого похвала, для кого наказание. 4. локус-контроль, либо экстернальность (надеется на других), либо интернальность (на себя)). Б не отрицали сознания, но говорили, что не существует методов для его изучения.

Заслуга Бихевиоризма: внес в ? сильный материалистический дух – естественнонаучный путь развития; ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий; расширился класс исследуемых объектов(П животных, доречевых младенцев), продвинул отдельные разделы П.(проблема научения, образование навыков).

Недостатки Бихевиориза: сближение психики чел-ка и животного; игнор.сознания; недоучет сложности психич. деятельности чел-ка).