Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1 - Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии

Возникла как альтернатива бихевиоризму. Основателями школы когнитивной ? считают У.Найссера и Р.Аткинсона. В 40-60-е годы предметом изучения когнитивной ? являются процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивных процессов. Таким образом, в когнитивной ? акцент делается на сознание, на совокупность психических процессов. Эта школа изучает те способы и формы, в которых сознание человека организует имеющийся опыт. С точки зрения представителей этой школы именно сознание придает форму и связанность психических процессов и при этом человек активно участвует в процессе познания окружающего мира на основе сознательного отбора тех или иных событий. Из этого вытекает, что человек вовсе не пассивно воспринимает внешние и внутренние стимулы. Методологической основой когнитивной ? является компьютерная метафора, согласно которой человек выступает как аналог компьютера, а его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации в вычислительных устройствах. В экспериментальных исследованиях широко использовался метод ретроспективных (послевоздействие), феноменологических суждений, т.е. испытуемые должны были сами давать количественную оценку интенсивности своих субъективных переживаний по поводу предъявляемых стимулов. В когнитивной ? изучались не только сознательные психические процессы, но и бессознательная познавательная деятельность, причем чтобы не возникало аналогии с психоанализом в когнитивной ? использовался термин «неосознаваемые процессы». Многие исследователи этой школы считали, что большая часть психических процессов у человека происходит на неосознанном уровне. И это было подтверждено экспериментально. Испытуемым предъявляют определенные стимулы надпороговом уровне восприятия, либо на время меньшее его индивидуального порога осознанного реагирования. Т.е. в этих случаях испытуемые не могут сознательным образом обработать полученную информацию, и тем не менее они реагируют на стимулы. И на основании этих экспериментов был сделан вывод, что человек способен реагировать на стимулы, которые он в действительности не видит и не слышит осознанно, т.е. на надпороговые стимулы. Таким образом, утверждалось, что процесс познания и в экспериментальных и в естественных условиях протекает на 2-х уровнях: сознательном и неосознанном. Исследователи отмечали, что на неосознанном уровне обработка информации протекает быстрее и эффективнее. Интуитивное мышление (быстрое) протекает на неосознанном уровне, а дискурсивное мышление (длительное) на осознанном уровне.

Аткинсон разработал 3-х компонентную модель памяти. Он считал, что память человека – это динамическое и развивающаяся многоуровневая система и согласно предложенной модели, информация сначала попадает в сенсорные регистры, где она хранится доли секунд (0,25 сек.) в форме точного сенсорного отпечатка или послеобраза внешнего воздействия. Затем после оценки значимости этой информации и при необходимости ее сохранения информация подвергается перекодированию в виде кода и образа и попадает в кратковременное хранилище ли КП. В КП информация хранится в виде перцептивных знаков, и она постоянно восстанавливается за счет повторения и хранится в течение десятка секунд (20 сек.). После чего она может быть переведена в долговременное хранилище или ДП, где информация хранится в семантической форме (в концептуальных кодах, системе понятий) на протяжении длительного времени. Найссер рассматривал процессы познания и восприятия как специфические формы активности человека, которые осуществляются за счет особого рода психологических образований или схем, формируемых в процессе обучения и составляющих основу когнитивных процессов. Схемы упорядочены, структурированы, они постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процессам восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации инф-ции. Ф-ции схем: предвосхищение, ориентир-исследов деят-сть, интерпретация. 2 важных аспекта восприятя: 1) это активный познават прцесс (направляемый когн схемами), 2) это непрерывно развивающийся прцесс (по мере раз-я знаний чел-ка о мире).

Основные положения: 1. любая познавательная деят-ть должна рассм-ся в контексте естест-ной целенапр-ной деятельности; 2 восприятие должно изуч-ся в реальных усл-ях, в кот. живет чел-к; 3 восприятие должрно рассм-ся как непрерывно протекающий процесс научения.

Осн. понятия: когнитивная схема – средство описания и фиксации феноменологии. касающихся знаний чел-ка о мире, т е нашеи знания о мире представлены в виде КС.