Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 1 - Потребности, их характеристика и классификация

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 1
Определение психики
Место психологии в системе других наук
Методологические принципы психологии
Методы исследования в психологии
Происхождение и развитие психики в филогенезе
Сознание как высшая форма психического отражения
Культурно-историческая концепция психического развития
Психологическая теория деятельности
Потребности, их характеристика и классификация
Мотивы их функции и виды
Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность
Понятие личности в психологии
Мотивационная сфера личности
Самосознание, его структура и развитие
Проблема личности в гуманистической психологии
Защитные механизмы личности и их характеристика
Проблема бессознательного в психологии
Умения, навыки, привычки
Бихевиоризм
Общее представление о сенсорных процессах
Психические состояния личности
Восприятие, его основные свойства и закономерности
Понятие о внимании. Функции, свойства
Понятие о памяти: виды и закономерности
Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной психологии
Мышление как высшая форма познания
Все страницы

 

Потребности, их характеристика и классификация.

Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит в не его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. П – исходная форма активности живых организмов. биологические П (в пище, воде, кислороде) явл легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, т к они определяет поведение в сравнительно не большие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение П. если бы животное или чел-к действовали под влиянием только этих П, то их активность была бы очень ограниченной. Информационные П (познавательные и социальные П- в общении, контактах), они явл не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми, чем биологические. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению чел-ка явл неограниченной.

Биологические П имеют индивидуалистический, эгоцентрический хар-р, ставит особь в конкурентное, враждебное отношение с другими. Информационные П не ведут как правило к возникновению конкуренции между людьми. Удовлетворение этой П за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте, эта П имеет вторую сторону – поделиться информацией с другими людьми. Анализируя путь развития чел-ких П, Леонтьев приходит к схеме: сначала чел-к действует для удовлетворения своих биологических П, а затем удовлетворяет свои информационные П для того, чтобы действовать. Он выделяет 2 этапа в жизни П:до встречи с предметом и после встречи с ним. На 1-м эт поиск, на 2-м – встреча предмета с П (опредмеченная П) и в этом акте рождается мотив. Через опредмеч-ть П получает свою конкретизацию.

Рубинштейн Все П чел-ка обусловлены процессом историч-го раз-я, вкл-ны в него и в ходе его развиваются и изменяются. Они могут подразделяться на тесно связанные между собой, но в тоже время как бы различные (материальные и духовные). Маслоу: биологическое; безопасность; любовь, принятие; уважение; познавательная П; эстетическая П; самоактуализация. Свойства П: цикличность –периодичность возникновения; динамичность – интенсивность; опредмеченность – момент встречи П с предметом, в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет П или опредмеченная П.