Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 2 - Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 2
Мышление и речь. Проблема формирования понятий
Язык и речь. Виды и функции речи
Понятие о воображении. Виды и функции воображения
Общая характеристика темперамента
Общее представление о характере
Типология характеров Леонгарда
Общая характеристика способностей
Общая характеристика волевых процессов
Способности и одаренность
Общая характеристика эмоций, их виды и функции
Стресс
Проблема направленности личности в психологии
Проблема биологического и социального в структуре личности
Предпосылки, условия и движущие силы психического развития
Проблема периодизации психического развития
История формирования социально-психологических идей
Концепции описательного этапа социальной психологии
Психоаналитические ориентации
Психология больших групп и массовидных явлений
Психология межгрупповых отношений
Понятие коммуникативной компетентности и СПТ
Психология делового общения
Понятие о взаимодействии в социальной психологии
Структура конфликтного взаимодействия
Основные методы исследование межличностных отношений
Общая характеристика психоаналитической ориентации
Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Необихевиористская ориентация
Когнитивистская ориентация
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Интеракционистская ориентация
Ролевые теории
Основные направления деятельности социального психолога-практика
Соцально-психологические аспекты управления
Психологическая характеристика дошкольного возраста
Игра во взрослого - удовлетворение потребностей
Все страницы

Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.

Воображение- психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Является видом психической деятельности человека, который возник в орудийной деят-ти, т е предвосхищая заранее цель своей деят-ти чел-к тем самым развивал свое воображение. В процессе онтогенеза В формируется в тесной взаимосвязи с мышлением и памятью.

Функции вображения: 1. регулирования поведения и деят-ти чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования, которое обеспечивает развитие чел-кой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т е В выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач.

Виды воображения: 1. По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (т к отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид В возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения (дама в кринолине, читаешь и представляешь). Это В дает чел-ку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения чел-ка представить внутреннее состояние другого чел-ка, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид В лежит в основе лит-ной, худ-ной,муз-ной, научной, конструкторской деят-ти (гиперболоид инженера Гарина, Беляев предвосхитил появление лазера через 53 года). Творческое В называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное В исходя из регулирующей функции этих В. При пассивном В не приводит к активности и выступает как заместитель активной деят-ти (как суррогат реальности). Мечта может выступать формой пассивного В (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь. Механизмы (операции) процесса В: 1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой чел-ка (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).