Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 2 - Общая характеристика способностей

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 2
Мышление и речь. Проблема формирования понятий
Язык и речь. Виды и функции речи
Понятие о воображении. Виды и функции воображения
Общая характеристика темперамента
Общее представление о характере
Типология характеров Леонгарда
Общая характеристика способностей
Общая характеристика волевых процессов
Способности и одаренность
Общая характеристика эмоций, их виды и функции
Стресс
Проблема направленности личности в психологии
Проблема биологического и социального в структуре личности
Предпосылки, условия и движущие силы психического развития
Проблема периодизации психического развития
История формирования социально-психологических идей
Концепции описательного этапа социальной психологии
Психоаналитические ориентации
Психология больших групп и массовидных явлений
Психология межгрупповых отношений
Понятие коммуникативной компетентности и СПТ
Психология делового общения
Понятие о взаимодействии в социальной психологии
Структура конфликтного взаимодействия
Основные методы исследование межличностных отношений
Общая характеристика психоаналитической ориентации
Трехмерная теория интерперсонального поведения Шутца
Необихевиористская ориентация
Когнитивистская ориентация
Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома
Интеракционистская ориентация
Ролевые теории
Основные направления деятельности социального психолога-практика
Соцально-психологические аспекты управления
Психологическая характеристика дошкольного возраста
Игра во взрослого - удовлетворение потребностей
Все страницы

Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности – индивидуально-психологические особ-ти, обеспечивающие эффек-ть освоения и выполнения к-л деят-ти. С. обеспечивают эффек-ть(продуктивность) скорость, легкость и прочность в приобретении ЗУН. Виды С.: одаренность(ранняя специализация в О; потенциальная О; поздняя О), талант, гениальность. Шадриков: С – свойство функциональных систем. Борис Михайлович Теплов: С по своему существу есть понятие динамическое. С сущ-ет только в движении, только в развитии. С. не может возникнуть не соотв-щей конкретной деят-ти. Он выделил: общие (индивидуальные особ-ти, кот обеспечивают эффек-ть освоения многих видов деят-ти, интеллектуальные С.); специальные С. (индивидуальные особ-ти, кот обеспечивают эфф-ть осоения одного вида деят-ти, литер-ные, матем-кие). С., считается, формир-ся прижизненно, а врожденными явл-ся задатки. З – анатомо-морфологические врожденные особ-ти, обеспечивающие формирование С. Это могут быть морфологические особ-ти головного мозга, особен-ти анатомического строения (длина пальцев – развитие музыкальных С).

Способности – индивид-ные психич особ-ти чел, кот выражают его готовность к овладению опред видами деят-ти и к их успешному осуществлению. Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «С»: 1) индивид-но психол особ-ти, отличающие одного чел от др; 2) индивид-ные особ-ти, кот имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деят-ти или многих деят-тей; 3) понятие «С» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, кот уже выработаны у данного чел (прим с Суриковым). От С зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. С не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.

Классиф-ция видов С: 1) природные (естественные) С; 2) специфически чел С (общие специальные; теоретические практические; учебныетворческие). 1) Данные С связаны с врожденными задатками, являются общими для чел и жив-х (т.е. натуральные ф-ции: память, восприятие, С к элементарной коммуникации); 2) общие (а. определяют успехи чел в самых различных видах деят-ти – мыслительные С, память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они соц обусловлены)); специальные высшие интеллект-ные С (определяют успехи чел в специфических видах деят-ти, для осуществления кот необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, худ-творческие, спортивные); теоретические (предопределяют склонность чел к абстрактно-теоретическим размышлениям); практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения чел знаний, умений, навыков); творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры). Основанием для развития С являются задатки (природные предпосылки, возможно это св-ва н/с – степень общей активности, повышенная чувствит-ть н/структур, возможно это какая-то специальная предрасположенность, напр, к восприятию звуков, красок, простр-венных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению). Развитие задатков – это соц обусловленный процесс, кот связан с условиями воспитания и особ-тями развития общ-ва. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития С, они могут быть потенциальными и актуальными.