Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпоры по психологии. Часть 3

Печать
Индекс материала
Шпоры по психологии. Часть 3
Психологическая характеристика юношеского возраста
Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов
Психологические основы соц работы с пожилыми людьми
Предмет и задачи этнопсихологии
Направления этнопсихологических исследований
Практика социально-психологической работы с персоналом в организации
Характеристика курса психологии как учебной дисциплины
Особенности организации и методика проведения занятий по психологии
Конфликт: функции и структура, динамика, типология
Феномен группового давления
Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии
Уровни диспозиции
Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия
Руководство и лидерство в малых группах
Системная теория лидерства
Психология семейных отношений
Этапы развития семьи
Характеристика детско-родительских отношений и воспитания
Психология деятельности и личности руководителя
Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения
Предмет, задачи и методы социальной психологии
Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации
Психологическое консультирование
Структура психологического консультирования
Возрастно-психологическое консультирование
Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп
Динамические процессы в малой групп
Понятие группы в соц психологии. Классификация групп
Общее представление о психодиагностике.
Основные направления современной психотерапии
Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
Все страницы

Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте. Подростковый период 10 -15 лет.

Много названий: переходный - полностью соответствует. Пубертантный период, отроческий, трудный. Половое созревание заканчивается в подростковом периоде и появляется чувство взрослости на протяжении всего подросткового возраста, но качественно меняется. Стремление к эмансипации (во всех сферах жизни), полная подчиненность группе, которой он принадлежит (референтную группу). Обособление и индивидуализация (с одной стороны), с другой стороны - следовать общепринятой моде. Противоречива не только внутренняя позиция. Но и отношение к подростку окружающих (то требуют подчинения,как от маленького, то требуют самостоятельности как от взрослого). Очень важен этот возраст- 2-е рождение личности. Бурный рост самосознания, является поворотным в развитии личности.

Ведущая потребность - самоутверждение. Социальная ситуация развития меняется кардинально. Школа для подростка теряет свою значимость, как место получения знаний, она сохраняет свою значимость с точки зрения возможности самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости носит поверхностный характер, к концу подросткового возраста можно говорить об объективной самооценке. Быть взрослым и казаться взрослым одно и тоже. Будет пользовать подручными средствами: косметика, взрослая одежда и обувь. В 10-11-12 лет-девочки: вульгарная раскраска. В 14-15-16 лет - что-то аккуратнее. Быть взрослым, быть самостоятельным. На основании новообразования рефлексии учебной деятельности активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни). В своем поведении и вешнем облике подростки ориентируются на идола, копируют значимого для них героя.

Важно самоутвердиться среди сверстников - социальная ситуация развития. Взрослые теряют свой авторитет. Этот возраст характерен «реакцией группирования», т.е. стремление подростков в объединение в группы. Стремление принадлежать группе сильно так, что подросток может придумать группу значимых сверстников (если непродолжительное время, то нормально). Если не стремится объединений в группу, то можно говорить об отклонении. Подростковая группа обладает зачатками высоко однородными по половому признаку, если девочка у мальчиков, то она похожа (10-12 лет). У группы единство ценностей, совместные действия, акты могут носить случайный, спонтанный характер (появляется в половом поведении, а не ценности).

Подростковый возраст - время вопросов. Изначально отношение к противоположному полу - неприязнь, а к концу возраста - наполняется духовным. Чтобы чел-к чувствовалсебя комфортно в любой группировки надо 3 компонента: 1.Чувствовать интеллектуальную состоятельность( я не дурак), 2.коммуникативную значимость (удовлетворенность потребностям), 3.вносить свой вклад в общее дело (совместная деятельность). Если есть отклонение, то надо смотреть, что не удовлетворяет его потребностям, что может вызвать агрессию. Отказываясь показывать свою интеллектуальную состоятельность, он остается неудовлетворенным. В основе разрушительного поведения лежит позитивная потребность в самоутверждении. Идеальные, для того чтобы быть востребованным.

Ребенку необходимо самоутвердиться в обществе, в социуме. Чтобы самоутвердиться мальчику - нет проблем в обществе, ему более легко это сделать. Но девочке очень сложно приспособиться к жизни в обществе в подростковом возрасте. Потребность самоутвердиться в школе практически невозможно и поэтому, для реализации – он разбивает витрины, крушит машины, С т з его психологии, он сделал все возможное для личностного роста своего Я, а дальше смотря куда это развитие пойдет. Большинство подростков эгоцентричны, гуманистичны – отношение к себе лучше, чем к окружающим (это норма).

ВТД - социально-одобряемая (не взрослыми, а сверстниками) и социально-признаваемая деятельность. Подробный анализ зарубежных концепций причин и проявления кризиса подросткового возраста осуществил Фельдштейн. Он указывает, что первый, кто обратил внимание на подростковый период развития был Ж.Ж.Русо. С.Холла справедливо называют «отцом» психологии переходного возраста, он предложил концепцию, определил круг проблем, которые стали связывать с подростковым возрастом. Этот период обозначается Холлом как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» (этот период «буря и натиск»). Теории З.Фрейда и А.Фрейда (психоанализ), К.Левина (гештальтпсихология) и Р.Бенедикт (бихевиоризм) исходят из общей модели онтогенетического развития эволюционной. Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один их этапов формирования личности. Благодаря теории Г.Салливена психология подросткового возраста обогатилась важной проблемой, как генезис общения. Интеллектуальный аспект развития подростка стал предметом исследования Ж.Пиаже и его последователей. В отечественных концепциях подросткового возраста, разработанных Л.С.Выготским, Элькониным, Божович, Фельдштейном, анализ психологического содержания возраста опирается на диалектико-материалистическое понимание развития. Анализируя кризис подросткового возраста (самый длительный сложный из всех кризисов) Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а на второй фазе (15-17 лет) - осознанием своего места в будущем. Центральным моментом кризиса Божович считала развитие самосознания подростков. Развитие самосознания и его важнейшей стороны самооценки - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся целой гаммой специфических переживаний.

В концепции Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Концепция Фельдштейна относительно содержания, роли и значения подросткового возраста как этапа психического развития основана на анализе логики психического развития, связи этого развития с окружающей средой. От того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Новообразование: личностная рефлексия, адекватная самооценка, раз-е самосознания и чувства взрослости, логического мышления стремление к самосовершенствованию (в норме к 15 годам, если нет то Замедленное ПсихРаз). Общение со свертниками.

В начале важна компания, у подростка очень ярко прояв с одной стороны, стремление к общ-ю и совмест дея-ти со сверстниками, но не менее сильно желание быть принятым, признанным товарищами, занимать среди них удовлет –щее его положение-это становится важнейшей потребностью. Неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего явл причиной недесцеплинированности и даже правонарушений подростков. Это сопровож-ся и повышенной конформностью в подростковых компаниях. к концу – дружба 2-3 – важно, чтобы ценили как лич-ть. Ярко проявл-ся с одной стороны, стремление к общ-ю и совмест-ной деят-ти со сверт-ми, желание жить колл-ной жизнью, иметь близких друзей, с другой- не менее сильное желание быть принятым товарищами. Самое страшное бойкот. Отнош-я с родит-ми: это общ-ние насыщено проблемами недооценивание реб-ка; ложные представления о их переживаниях, мотивах тех или иных поступков; игнорирование чувства взрослости(гиперопека), не понимание, что уч. деят-ть перестала быть ведущей, а стало общение со сверстниками- это причина кризиса. Взрослые чаще всего замечают в подростке только негативные стороны: стал непослушным, скрытным и не замечают позитивного-раз-е способности подростка к эмпатии по отн-ю ко взрослому, стремление поддержать их, разделить горе и радость. Взр-е в лучшем случае готовы сами проявить сочувствие и сопереживание, но совершенно не готовы принять подобное отн-е со стороны подростка-для того чтобы это принять надо быть с подростком «на равных». С другой стороны у взрослых много требований и высказываний о том что подросток сам уже взрослый, самостоятельный, отсюда противоречия в представлениях подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это против-е явл источником конфликтов и трудностей, кот возникают в отн-ях взрослого и подростка из-за расхождения их представлений о характере прав и меры самостоятельности подростка.

Уровни формирования личности подростка (Фельдштейн): 1. рубеж 9-10 лет –тенденции к самостоят-ти и потреб-ть признания этой самост-ти во взрослом мире, где его Я выступает на равнее с др., желание выйти из круга отнош-й с близкими людьми в круг широких общест-х отнош-й. Порождается интерес к своим нравственно-психол-м особ-тям и потреб-ть в оценки собств-ных личностных кач-в и качеств др людей, рост негативных самооценок. 2.10-11 лет – признание со стороны др людей своих новых возм-тей, добиться доверия, «ибо я тоже взрослый». Отсюда поиск конкретных взрослых дел, таких видов деят-ти, кот имеют соц признание и получают соц оценку. 3. 12-13 лет – развертывание потреб-ти в общест-ном признании, осознание не только своих обяз-тей, но и прав в общ-ве. Формир-ся новый уровень самосознание реб-ка как осзнание себя в системе общ-ных отнош-й, осознание себя общ-но значимым сущ-вом – субъектом.

Познавательная сфера: восприятие-становитсяизбирательным, целенаправленным, анализирующим, оно более содержательно, последовательно, планомерно. Внимание-харак-ся не только объемом, но и специф избирательностью. Оно становится все более произвольным и может быть преднамеренным. Подросток может сохранять длительное время устойчивость высокую интенсивность В, вырабатывается умение быстро концентрировать и четко распределять свое В. Память-приобретает избир хар-р, объем П увеличивается в осн за счет логического осмысливания материала, становится доступным запоминание абстрактного мат-ла. Мышление-характеризуется завершением раз-я (Пиаже). С каждым годом нарастает способность мыслить абстрактно, прояв способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Воображение Выготский-под влиянием абстрактного мышления воображение уходит в сферу «фантазии». Подросток прячет свои фантазии «как сокравеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаружит свои фантазии».

Межличн-ные отнош-я – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относит-но др друга, кот обусловлены содержанием и организ-ей совмет-ной деят-ти, а также теми ценностями на кот. основывается общение людей.(Псих. словарь).