Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по методам социально-психологического исследования - ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по методам социально-психологического исследования
КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ
ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫРАБОТКА КАТЕГОРИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА
ИНТЕРВЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТЕСТ
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Все страницы

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ


Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:

Результаты психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.

Важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.

Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Как обоюдоострое оружие - диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).

Образец нормативно-правового регулирования психодиагностической, деятельности психолога - многочисленные и постоянно дополняемые документы Американской психологической ассоциацией.

1. Тесты должны отвечать требованиям - в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».

2. Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».

3. Выполнение Кодекса этикиобеспечивается действиями Комитета APA по этике, занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений.

4. Правила и порядок работы этого комитета, годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале «Американский психолог»— официальном печатном органе APA.

5. Подготовлен справочник с комментариями и иллюстрациями применения этических норм.

6. Американская психологическая ассоциация через свои многочисленные бюро и комитеты:

обеспечивает руководством и информацией своих членов,

осуществляет текущий контроль за событиями,

распространяет стандарты, инструкции, положения и заявления по вопросам, которые могут представлять проблему для практикующих психологов.

7. Американская психологическая ассоциация издала Общие инструкции для поставщиков психологических услуг и Специальные инструкции по поставкамдля оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой.

8. Комитет APA по психологическим тестам и психологической оценке CPTA- занимается рассмотрением проблем практики надежного тестирования и оценки, обеспечением технического консультирования в отношении такой практики.

9. Комитет СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования JCTP., который разработал Кодекс честной практики тестирования в образовании (1988).

10. Также комитет JCTP готовит «Положение о правах и обязанностях лиц, проходящих тестирование».

11. в 1993 г. создан Совет по тестированию и оценке при поддержке министерств обороны, просвещения и труда.

Этические принципы психодиагностического обследования:

осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,

право на отказ от психологического обследования,

информирование обследуемого об использовании полученных результатов:

когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,.

результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,

родителям должны быть сообщены результаты тестирования,

доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,

обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.

при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,

человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.

Так в США учреждена Ассоциация издателей тестов. Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности.

В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

В связи с этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:

Принципы социальной нравственности:

принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);

принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);

принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства);

принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);

принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);

принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);

принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);

принцип морально-позитивного эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);

принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).