Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по методам социально-психологического исследования - ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по методам социально-психологического исследования
КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ
ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫРАБОТКА КАТЕГОРИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА
ИНТЕРВЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТЕСТ
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Все страницы

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое и главное требование - программа исследования должна быть, без программы, исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не нате вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.

Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы - продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.

Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Это означает, что все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

Четвертое требование - гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.

Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

Рабочий план исследования - органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.