Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по методам социально-психологического исследования - СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по методам социально-психологического исследования
КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ
ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ВЫРАБОТКА КАТЕГОРИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА
АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА
ИНТЕРВЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ
ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП
ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
ДОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И КВАЗИЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ТЕСТ
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Все страницы

СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Количественный анализ (контент-анализ).

Наиболее  существенным  ограничением,  связанным  с   использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты  и  тому  подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты  анализа, т.  е.  влияние  установок   исследователя,   его   интересов,   сложившихся стереотипных   представлений   о   предмете   анализа.   Данный   недостаток преодолевается методиками  формализованного  анализа,  которые  основаны  на статистическом учёте различных объективных характеристик  текста.  Например, частота публикаций в газете материалов по определённой  теме,  число  строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам,  частота  упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного  текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.

Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах  поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.

Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать  для  подсчёта такие признаки документа,  которые  отражали  бы  определённые  существенные стороны его содержания. Контент-анализ  целесообразно  использовать  при   наличии   больших текстовых  массивов  с  чёткой  структурой,  определяемой   коммуникативными намерениями авторов текста.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.

Первый этап. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)

частота появления сообщений,

способ распространения сообщений;

место распространения сообщений;

время появления сообщений.

При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

она должна легко идентифицироваться;

число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

Тема не может выходить за пределы абзаца.

Новая тема возникает, если происходит смена:

воспринимающего,

действующего,

цели,

категории.

Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.

Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

физическая протяженность текстов;

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность трансляции по радио или ТВ;

метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап. Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.