Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии деятельности - Методологическое значение категории деятельность

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии деятельности
Методологическое значение категории деятельность
Главные отличия деятельности человека от активности животных
Категория деятельности в психологии
Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии
Основания деятельностного подхода в исследованиях Л.С.Выготского
Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
Субъектно-деятельностное направление в разработке проблемы деятельности
Понятие и характеристика действия
Операции как способ выполнения действий и их характеристика
Теория организации движений и действий. Н.А. Бернштейн
Уровни построения движений
Теория установки в психологии деятельности. Д.Н.Узнадзе
Теория поэтапного формирования умственных действий
Достижения и тенденции в разработке проблемы деятельности
Соотношение внешней и внутренней деятельности
Потребность как исходная форма активности человека
Понятие, виды и динамика мотивов деятельности
Информационная основа деятельности
Общие закономерности формирования целевого компонента психологической структуры деятельности
Психологический анализ принятия решений в деятельности
Психологическая модель (программа) деятельности
Психическая регуляция деятельности
Основные функции индивидуального стиля деятельности
Виды и формы деятельности: игра, труд, учение
Психологическая характеристика навыков и умений
Проблема совместной деятельности в психологии
Психологическая структура совместной деятельности
Психологическая характеристика совместной деятельности
Все страницы

 

Методологическое значение категории деятельность



Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.



Методологическое значение данной категории реализуется через ряд принципов, разработанных в деятельностном подходе:

1. Прицип предметности.

2. Принцип активности позволяет постулировать положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. Субъект активно взаимодействует с объектом.

3. Принцип неадаптивной природы.

4. Принцип интериоризации - принцип раскрывает механизм усвоения человеком общественно-исторического опыта, перехода совместных внешних действий во внугренние действия субъекта.

5. Принцип психологического анализа деятельности «по единицам». Этот принцип задает общую стратегию изучения структуры деятельности.

6. Принцип опосредствования: а) опосредствование психического отражения процессом предметной деятельности; б) опосредствование межличностных отношений совместной предметной деятельностью.

7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности в отечественной психологии открыт на материале исследований памяти.

Выделенные принципы теории предметной деятельности являются методологическими предпосылками развития психологии.

Основные методологические идеи психологического анализа деятельности:

1) рассмотрение деятельности в качестве предмета психологии;

2) выделение структуры деятельности;

3) признание предметной деятельности в качестве генетически исходной и основной для формирования других видов деятельности человека; психическая деятельность как вид человеческой деятельности генетически связана с внешней материальной, как исходной для нее;

4) разработка принципа предметности как конституирующей деятельность характеристики;

5) выделение важного качества деятельности, такого как ее пластичность—уподобляемость свойствам и отношениям объектов внешнего мира.



Методологическое значение категории деятельности, предполагает ее рассмотрение с учетом следующих положений:

1.   Деятельность — сложное, многомерное, многоуровневое, многоплановое, динамически развивающееся явление (образование).

2.   Деятельность рассматривается как некоторая система, выделяются ее составляющие и способ организации, системообразующий фактор.

3.   В изучении и анализе деятельности выделяются уровни:

?    личностно-мотивационный: значимость деятельности для человека и выяснение истоков трудовой активности личности (потребности личности и возможности деятельности для ее удовлетворения);

?    компонентно-целевой: основные компоненты деятельности;

?    структурно функциональный: раскрытие структуры, под
структуры, функциональной взаимосвязи компонентов деятельности, выявление психологических механизмов деятельности;


?    психофизиологический уровень: раскрытие и изучение физиологических систем, задействованных в деятельности;

?    индивидуально-психологический: изучение личности в многообразии систем (социальной, природной, физической) существования, как субъекта деятельности.

4. Деятельность рассматривается в единстве компонентов:

?    мотивационно-ценностных,

?    когнитивно-информационных,

?    исполнительных (операционно-действенных).


5. Выделяется два плана изучения деятельности:


?    описательный,

? углубленный анализ взаимосвязей внутри компонентов деятельности как системы.