Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки по психологии деятельности - Теория поэтапного формирования умственных действий

Печать
Индекс материала
Шпаргалки по психологии деятельности
Методологическое значение категории деятельность
Главные отличия деятельности человека от активности животных
Категория деятельности в психологии
Деятельностный подход и проблема деятельности в психологии
Основания деятельностного подхода в исследованиях Л.С.Выготского
Общепсихологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева
Субъектно-деятельностное направление в разработке проблемы деятельности
Понятие и характеристика действия
Операции как способ выполнения действий и их характеристика
Теория организации движений и действий. Н.А. Бернштейн
Уровни построения движений
Теория установки в психологии деятельности. Д.Н.Узнадзе
Теория поэтапного формирования умственных действий
Достижения и тенденции в разработке проблемы деятельности
Соотношение внешней и внутренней деятельности
Потребность как исходная форма активности человека
Понятие, виды и динамика мотивов деятельности
Информационная основа деятельности
Общие закономерности формирования целевого компонента психологической структуры деятельности
Психологический анализ принятия решений в деятельности
Психологическая модель (программа) деятельности
Психическая регуляция деятельности
Основные функции индивидуального стиля деятельности
Виды и формы деятельности: игра, труд, учение
Психологическая характеристика навыков и умений
Проблема совместной деятельности в психологии
Психологическая структура совместной деятельности
Психологическая характеристика совместной деятельности
Все страницы

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина


Т.п.ф.у.д. – это учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах.

Основные положения теории:

выполнение нового действия в начале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия
среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки)
образование действий восприятия и мышление происходит путем интериоризации – путем перехода внешних предметных действий во внутр. план.

В рамках этого подхода были выделены 4 группы условий:  формирование мотивации действий, обеспечение правильного выполнения, отработка желаемых свойств и превращение действия в умственное путем его поэтапной обработки.

Эти условия были конкретизированы  в 6 этапах формирования умственных действий и понятий.

Этапы формирования:

формирование мотивационной основы действия – складывается отношение субъекта к целям и задачам действия, к содержанию материала
составление схемы ориентировочной основы действий – выделение ориентиров и указаний
формирование действий в материальной форме – субъект производит требуемые действия с опорой на внешне представленные образцы, в частности на схему ООД
формирование действия в громкой социализированной речи – в результате многократного подкрепления состава действия отпадает необходимость использования ориентировочной схемы, ее содержание отражается в речи
формирование действия во внутренней речи – происходит постепенное исчезновение внешней, звуковой стороны речи
речевой процесс уходит из сознания, уходит во внутренний план, оставляя лишь конечный результат (интериоризация)