Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Истории социальной психологии - Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по Истории социальной психологии
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности
Взгляды Сеченова на развитие психологии
Бердяев о психологии русского народа
Социометрическая концепция Дж. Морено
Основные идеи концепции М. Вебера
Психотехника (Мюнстенберг, Парсонс)
Этнопсихология Шпета
Возрождение отечественной соц.психологии в 50-60е года
Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества
Душа толпы Г. Лебона. Психология народов
Этап становления социально-психологических знаний
Учение О.Конта и Г. Спенсера о коллективном организме
Психология масс
Соотношение личности и коллектива в экспериментальных исследованиях В. М-Бехтерева
Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии
Концепция ценностей Дильтея
Становление социальной психологии
Теория Поля и Левина
Страница 20
Описательный этап развития социально-психологических взглядов
Социальная и культурно-историческая психология
Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)
Роль внушения и подражания соц.детерминации поведения
Социально-психологические взгляды Михайловского
Все страницы

Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности


В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения другой сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.