Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Истории социальной психологии - Этап становления социально-психологических знаний

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по Истории социальной психологии
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности
Взгляды Сеченова на развитие психологии
Бердяев о психологии русского народа
Социометрическая концепция Дж. Морено
Основные идеи концепции М. Вебера
Психотехника (Мюнстенберг, Парсонс)
Этнопсихология Шпета
Возрождение отечественной соц.психологии в 50-60е года
Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества
Душа толпы Г. Лебона. Психология народов
Этап становления социально-психологических знаний
Учение О.Конта и Г. Спенсера о коллективном организме
Психология масс
Соотношение личности и коллектива в экспериментальных исследованиях В. М-Бехтерева
Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии
Концепция ценностей Дильтея
Становление социальной психологии
Теория Поля и Левина
Страница 20
Описательный этап развития социально-психологических взглядов
Социальная и культурно-историческая психология
Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)
Роль внушения и подражания соц.детерминации поведения
Социально-психологические взгляды Михайловского
Все страницы

Этап становления социально-психологических знаний

Препятствием на пути возникновения социальной психо­логии была и свойственная антропологизму и субъективному идеализму установка на изучение психики абстрактного человека, рассматриваемого вне конкретных социально-экономи­ческих условий.
Становилось все более очевидной необходимость перехо­да от изучения отдельных, хотя и выдающихся личностей, к ис­следованию психологии массовых движений, к анализу интересов, потребностей, настроений и чаяний народных масс и борющихся классов для того, чтобы понять динамику и смысл исторических событий.
Смена парадигм: от психологии личности к психологии слоев и классов. В условиях кризиса традиционного идеалистическо­го понимания истории создалась атмосфера, благоприятствую­щая новому подходу к оценке как места личности в обществе, ее природы, так и психологии различных социальных групп и классов, творческой роли народных масс в истории. Эта обста­новка отразилась не только на ходе развития социальной мыс­ли, но и на методах и традициях художественного творчества, дав толчок интенсивному развитию последнего.
Французские историки времен реставрации — Тьерри, Минье и Гизо — делают открытие классов и классовой борьбы уже достоянием исторической науки и социальной мысли. Они одними из первых говорят о решающей роли народных масс на пути к свободе и благосостоянию (их борьба за свои интересы должна стать в центре внимания исторического исследования) и смело выступают против традиций буржуазной и добуржуазной исторической науки, игнорировавшей роль народа в ис­тории.
Образование социальной психологии в качестве течения мысли: определение понятия. Поворот внимания исследовате­лей-обществоведов к психологии народов и массовой психоло­гии, начавшийся во второй половине XIX века, знаменовал собой формирование нового течения в системе наук о человеке.
Влияние успехов научного знания на становление социаль­ной психологии как течения мысли. Нарастанию интереса иссле­дователей к вопросам социальной психологии и ее развитию немало способствовали успехи и потребности развития различ­ных отраслей научного знания. На это обстоятельство обраща­ет внимание американский социальный психолог С. Сэрджент. Социальная психология, по мнению последнего, была подготов­лена четырьмя группами школ: 1) социальными философами (Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.); 2) пионерами антропологии (куда С. Сэрд­жент относит М. Лацаруса, Г. Штейнталя и В. Вундта, поло­живших начало разработки проблем психологии народов); 3) представителями английского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и др.); 4) ранними социологами (О. Конт и Э. Дюрк-гейм).
Успехи и запросы этих направлений социального знания действительно сыграли важную роль в развитии социальной пси­хологии.
Важную роль в ее возникновении сыграло и развитие ант­ропологии, этнографии и археологии.
Глубокими корнями социальная психология уходит в об­ласть общей психологии и психиатрии. Труды психологов Б. Болдуина и В. Мак-Дауголла, В. Вундта, Т. Рибо положили начало социально-психологическому направлению в психоло­гической науке.
Исходя из потребностей и задач психиатрии к социальной психологии, хотя и очень разными путями, пришли в конце XIX века академик В. М. Бехтерев, начавший с изучения явлений массового психоза под воздействием внушения, а впоследствии, уже в начале XX века, и автрийский психиатр 3. Фрейд.
И. И. Мечников внес зна­чительный вклад в исследование столь сложных явлений обще­ственной психологии, каковыми являются пессимистическое и оптимистическое умонастроения людей.
Психологическое направление как таковое возникает в буржуазной социологии примерно в 90-е годы XIX века, т. е. после того, как успели сложиться в основном соответствующие направления в языкознании, исто­рии, этнографии и некоторых других областях социального знания.
В возникновении психологического направления в со­циологии в известной мере сказались закономерности развития научного знания.
Буржуазные социологи вынуждены были под давлением фак­тов признать очевидную ограниченность прежнего толкования общественной жизни, которое игнорировало деятельность масс.
Г. Лебон говорил о том, что на смену веку героев приходит век масс.
В числе первых работ по социальной психологии были тру­ды не только философов, языковедов, этнографов, историков, юристов, психологов, но и экономистов, биологов, зоопсихо­логов, политических деятелей, публицистов, писателей, жур­налистов и представителей многих других отраслей знания и профессий.