Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Истории социальной психологии - Социальная и культурно-историческая психология

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по Истории социальной психологии
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности
Взгляды Сеченова на развитие психологии
Бердяев о психологии русского народа
Социометрическая концепция Дж. Морено
Основные идеи концепции М. Вебера
Психотехника (Мюнстенберг, Парсонс)
Этнопсихология Шпета
Возрождение отечественной соц.психологии в 50-60е года
Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества
Душа толпы Г. Лебона. Психология народов
Этап становления социально-психологических знаний
Учение О.Конта и Г. Спенсера о коллективном организме
Психология масс
Соотношение личности и коллектива в экспериментальных исследованиях В. М-Бехтерева
Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии
Концепция ценностей Дильтея
Становление социальной психологии
Теория Поля и Левина
Страница 20
Описательный этап развития социально-психологических взглядов
Социальная и культурно-историческая психология
Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)
Роль внушения и подражания соц.детерминации поведения
Социально-психологические взгляды Михайловского
Все страницы
Социальная и культурно-историческая психология (Ярошевский)


"Психология народов".
Культура каждого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичными психическими связями "духа народа", выражающегося в языке, в мифах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания специальной науки, объединяющей историка-филологические исследования с психологическими. Она получила наименование "психология народов".
"Коллективный организм".
В Англии Г.Спенсер, придерживаясь контовского учения о том, что общество является коллективным организмом, представил этот организм развивающимся не по законам разума, как полагал О.Конт, а по универсальному закону эволюции. Позитивизм Конта и Спенсера оказал влияние на широко развернувшееся изучение этнопсихологических особенностей так называемых нецивилизованных, или "первобытных", народов.
Внушение и подражание.
Концепция Г.Тарда.
В обществе подражательность имеет такое же значение, как наследственность в биологии и молекулярное движение в физике. Как результат сложной комбинации причин возникают "изобретения", которые распространяются в людских массах под действием законов подражания.
В обществе непрерывно происходит "обмен внушениями". Вокруг индивида с момента рождения сплетаются "социальные внушения", и даже чувство своей собственной личности развивается у ребенка постепенно, посредством подражательных реакций на окружающую его личную среду.
Тард, Болдуин и другие сосредоточились на поиске специфических психологических предпосылок жизни отдельной личности в социальном окружении, механизмов усвоения ею общественного опыта, понимания других людей.
Э.Дюркгейм: коллективные представления.
Иным путем пошел Э.Дюркгейм, выделивший в качестве главной задачи изучение этих фактов как таковых, анализ их представленности в сознании коллектива в целом безотносительно к индивидуально-психологическому механизму их усвоения.
В работах "Правила социологического метода" (1894), "Индивидуальные и коллективные представления" (1898) и других Дюркгейм исходил из того, что идеологические ("нравственные") факты – это своего рода "вещи", которые ведут самостоятельную жизнь, независимую от индивидуального ума. Они существуют в общественном сознании в виде "коллективных представлений", принудительно навязываемых индивидуальному уму.
В. Дильтей: концепция ценностей. Немецкий философ Вильгельм Дильтей выступил с проектом создания новой психологии, ориентированной на науки о природе. Она должна была стать “описательной” и “расчленяющей” наукой.
Дильтей противопоставил свою “описательную психологию” нарождающейся экспериментальной “объяснительной психологии”. Он требовал отказаться от построения гипотез о механизмах “внутренней жизни”, т.к. они, по мнению Дильтея, являются источником неверных толкований и споров между психологами. Вместо объяснения Дильтей предлагает описание; расчленение предлагается вместо конструирования схем.
В центр истории Дильтей ставит переживание. Оно выступает не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, соединяющей сознание и духовные продукты. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей. Поэтому переживание,  по мнению Дильтея, невозможно объяснить, его возможно лишь “понять, постигнуть”. Поэтому психология Дильтея – это понимающая психология.
Понимающая психология соединяла структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, формами культуры.
Концепция инстинктов.
Во Франции Лебон (1841-1931) выступил с сочинением "Психология толпы", в котором доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших масс людей (толп) ими правят бессознательные инстинкты. В толпе самостоятельность личности утрачена, критичность ума и способность суждения резко снижены.
В. Мак-Дугалл использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами имелись в виду внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции (так, ярость и страх соответствуют инстинкту борьбы, чувство самосохранения – инстинкту бегства и т.д.).