Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Истории социальной психологии - Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по Истории социальной психологии
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности
Взгляды Сеченова на развитие психологии
Бердяев о психологии русского народа
Социометрическая концепция Дж. Морено
Основные идеи концепции М. Вебера
Психотехника (Мюнстенберг, Парсонс)
Этнопсихология Шпета
Возрождение отечественной соц.психологии в 50-60е года
Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества
Душа толпы Г. Лебона. Психология народов
Этап становления социально-психологических знаний
Учение О.Конта и Г. Спенсера о коллективном организме
Психология масс
Соотношение личности и коллектива в экспериментальных исследованиях В. М-Бехтерева
Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии
Концепция ценностей Дильтея
Становление социальной психологии
Теория Поля и Левина
Страница 20
Описательный этап развития социально-психологических взглядов
Социальная и культурно-историческая психология
Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)
Роль внушения и подражания соц.детерминации поведения
Социально-психологические взгляды Михайловского
Все страницы

Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)


Концепция инстинктов. Другое социально-психологическое направление выдвинуло в качестве основы общественных связей не культурные ценности, а примитивные, темные силы. Во Франции Лебон выступил с сочинением "Психология толпы", в котором доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших масс людей (толп) ими правят бессознательные инстинкты. В толпе самостоятельность личности утрачена, критичность ума и способность суждения резко снижены.
В. Мак-Дугалл в работе "Введение в социальную психологию" (1908) использовал понятие об инстинкте для объяснения социального поведения человека. Под инстинктами имелись в виду внутренние, прирожденные способности к целенаправленным действиям. Организм наделен витальной энергией, и не только общие ее запасы, но и пути ее "разрядки" предопределены ограниченным репертуаром инстинктов, единственного двигателя поступков человека как социального существа. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции (так, ярость и страх соответствуют инстинкту борьбы, чувство самосохранения – инстинкту бегства и т.д.).
Благодаря исследованиям в этой области психологии, как и в других ее областях, ассоцианизм, "атомизм" (в смысле представления о том, что все содержание внутреннего мира складывается из психических элементов), интеллектуализм, психофизический параллелизм утрачивали былое влияние. Выдвигались новые проблемы, в частности связанные со специфическим характером психической деятельности индивида, когда ее объектом служит не физическая вещь, а другой человек. Большая группа проблем относилась к области, названной Спенсером "компаративной" (сравнительной) психологией. Здесь имелось в виду сравнительное изучение (с эволюционной точки зрения) уровней сознания, которые предшествуют его высшим формам (сознание первобытного человека, невротика, ребенка).