Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ответы к экзамену по Истории социальной психологии - Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества

Печать
Индекс материала
Ответы к экзамену по Истории социальной психологии
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к социальной природе личности
Взгляды Сеченова на развитие психологии
Бердяев о психологии русского народа
Социометрическая концепция Дж. Морено
Основные идеи концепции М. Вебера
Психотехника (Мюнстенберг, Парсонс)
Этнопсихология Шпета
Возрождение отечественной соц.психологии в 50-60е года
Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества
Душа толпы Г. Лебона. Психология народов
Этап становления социально-психологических знаний
Учение О.Конта и Г. Спенсера о коллективном организме
Психология масс
Соотношение личности и коллектива в экспериментальных исследованиях В. М-Бехтерева
Был ли перерыв в развитии отечественной социальной психологии
Концепция ценностей Дильтея
Становление социальной психологии
Теория Поля и Левина
Страница 20
Описательный этап развития социально-психологических взглядов
Социальная и культурно-историческая психология
Концепция инстинктов (Лебон, Мак-Дугалл)
Роль внушения и подражания соц.детерминации поведения
Социально-психологические взгляды Михайловского
Все страницы

Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества


Деятельность Тарда как социолога пришлась на тот же период времени, что и у Э.Дюркгейма. У этих двух основоположников французской школы социологии было, на первый взгляд, много общего: они оба основывали свои теории на статистических данных, интересовались природой социальных норм, придавали большое внимание сравнению как методу научного исследования. Однако их концепции кардинально противоположны. В теориях Дюркгейма центральная роль всегда отводилась обществу, которое формирует человека. В противоположность этому Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. Противоположность подходов Дюркгейма и Тарда к решению проблемы о том, что первично – общество или индивид, положила начало современной полемике сторонников трактовки общества как единого организма и их противников, считающих общество суммой самостоятельных индивидов.
По мнению Тарда, основой развития общества выступает социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (имитации). Именно это понятие стало у французского социолога ключевым при описании социальной реальности. По сути, он трактует общество именно как процесс подражания, понимая под ним элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.
Другим важным понятием в объяснении развития общества, по Тарду, является «изобретение» (или «нововведение»). Оно рассматривается Тардом как процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Все новое, что возникает в обществе (будь то идеи или материальные ценности), он считал результатом творческой деятельности немногочисленных одаренных личностей.
Дюркгейм различал морфологические социальные факты, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая плотность населения—количество населения на единицу площади, и моральная частота или интенсивность общения между индивидами, а также наличие путей сообщения, характер поселений), и социальные факты духовной природы—«коллективные представления», в совокупности составляющие коллективное или общее сознание.
Взгляды Дюркгейма развивались на базе теоретико-методологической концепции, получившей название социологизма. Позиция Дюркгейма была направлена против психологизма и социального атомизма Г. Тарда (см. Атомизм соиралъный), с которым он вел упорную и длительную полемику. Теория общества, сравниваемого с организмом, давала ему возможность обосновать идею общественной солидарности.
Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической (в архаическом обществе) и органической в развитом обществе солидарностью как, двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций» органическая—на разделении труда. Общественное разделение труда, предполагая обмен продуктами своей деятельности между индивидами, создает общественную солидарность, интегрирует общество, обеспечивает единство социального организма.



 

онега-сервис отзывы;пенсион фонд;дешевые путевки в тунис покупные вузы