Шпаргалки для студентов

готовимся к сессии

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний - Каналы - как элемент синхронического раздела

Печать
Индекс материала
Шпаргалки к зачету фундаментальная структура психотерапевтических знаний
Психотерапия, как феномен культуры
Современное состояние психотерапевтического знания
Понятие об идеобаллическом сообществе
Интегративные и эклектические подходы
Международно признанные психотерапевтические методы
Целое - пациента
Взаимоотношения между индивидуальным и надиндивидуальным целым
Инстанция как элемент синхронического раздела теории
Возможные способы описания инстанций
Другой - в психотерапевтическом дискурсе
Роль границ, разбор типологии границ в психотерапии
Каналы - как элемент синхронического раздела
Роль телесности в психотерапии
М
Эвольвенция как способ описания пути развития личности
Купидо
История описания влечений
Обстанция
Дефект как результат взаимодействия купидо и обстанции
Рефекция как способ преодоления дефекта
Идеал как цель терапевтического вмешательства
Соотношения между теорией личности и патогенеза и теорией психотерапевтической акции
Игровая сущность техники в психотерапии
«Процедурный» и перспективный аспект техники в психотерапии.
Эксквизиция
Консоция
Понятие транстерминации
Классификация транстерминации
Понятия конвинкции и дизвинкции
Своеобразие психотерапевтической техники
Структура инсайта и катарсиса
Сопротивление в структуре психотерапии
Все страницы
  

 


"Каналы" как элемент синхронического раздела. «Каналы» в различных школьных подходах.

Дело обстоит так, что различные части целого и равно как и целые сами не только отделены друг от друга границами, но также обречены на контакт друг с другом, для чего на границах необходимы участки, характеризующиеся некоторой проницаемостью, некие просветы, то есть такие места, через которые может осуществляться взаимное проникновение. Поиск этих участков был обусловлен реальностью психотерапевтической ситуации, которая сильнее всего осложняется наличием сопротивления, испытываемого пациентом.

Весьма интенсивно тема каналов проработана в нейролингвистическом программировании, где речь идет о так называемых репрезентативных системах - аудиальной, визуальной, кинестетической, каждая из которых имеет отношение к одному из типов перцепции и связанном с ним перцептивным опытом. В теории нейролингвистического программирования принято считать, что каждый человек отдает предпочтение одному из типов перцептивного опыта, и это можно определить, в частности по движению глаз и использованию в разговоре слов связанных с тем или иным типом перцепции (слышать, видеть, ощущать). Этот предпочитаемый тип и является ведущей репрезентативной системой, т.е. тем каналом, через который можно осуществлять доступ к опыту личности, не наталкиваясь при этом на сопротивление.

В процессуально-ориентированной психотерапии А.Минделла речь идет о каналах, как таковых, причем кроме тех, что, подобно НЛП, закреплены за конкретными органами чувств, А.Минделл выделяет, к примеру, телепатический канал, канал сновидящего тела (dreambody) (A. Mindell, 1985).

Возможности контекстуального оформления этой темы, безусловно, не исчерпаны. Любой способ формирования эффективного контакта с пациентом и доступа к его личностым проблемам удобно рассматривать в контексте метафоры "канала". Каков бы ни был путь, помогающий нам обнаружить и использовать брешь в сопротивлении, он неизбежен при любой психотерапевтической работе. Без сомнения можно говорить, например об "эмоциональном" канале, когда тематизация в процессе работы определенных эмоций позволяет пробиться через сопротивленческий барьер. Каналом может служить близкая пациенту тема беседы, и тогда можно будет говорить, скажем, о тематическом канале.

Невербально-телесный контакт может обозначать канал, проложенные через барьеры рационально-вербального сопротивления и наоборот. Сопротивление может быть многомерным, зависящим от конкретного контекста, точно также в разных контекстах маршруты каналов могут быть самыми разными.

Каналы и сопротивление. Возможности работы с «каналами».

Для преодоления сопротивления нехудо наметить в теории и поискать на практике какие-нибудь каналы. Канал - это то место границы целого, где противодействие терапевтическому влиянию на клиента выглядит относительно более слабым, а то и вовсе никак не проявляет себя. Собственно описание каналов не может иметь никакого другого смысла, кроме того, что так или иначе связан с сопротивленческой проблематикой.

Терапевтическое значение каналов заключается в первую очередь в том, чтобы преодолеть сопротивление, но лучше обойти. Намечая каналы, а потом и обходные маневры, которые они позволяют осуществлять, психотерапевт готовит себя к роли виртуоза, свободно обходящего любые препятствия, встречающиеся на его пути. Такой терапевт, без сомнения, и знать не будет, как это ему могут сопротивляться пациенты. Наш сочинитель теории создает себе иллюзию исключительной терапевтической эффективности: зная слабое место, по нему нетрудно нанести прицельный удар. В сущности, значение "канала" в том, что он позволяет сконструировать нечто вроде "военной хитрости" в процессе терапии. Сформированная поначалу применительно к психоаналитической терапии, проблема сопротивления и его преодоления оказалась насущной для всех школ.

Возможные операции с каналами отличаются широтой и разнообразием. Каналы можно создавать и закрывать, по ним можно осуществлять движение в разных направлениях и в разном темпе. Переключать каналы с одного на другой, как предлагает, в частности, А.Минделл (A. Mindell, 1985), можно без ограничений.



 

Купить шкуру рыси здесь;dutch translation